Почему военная форма до начала 20 века была так вычурно сшита, ведь это ведь совершенно непрактично в полевых условиях?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

Развитие военной формы опиралось на многовековые традиции и происходило довольно медленно. Главным условием считалось опознавание воина в суматохе боя, а также отличие от гражданского в повседневное время. В современном понимании военная форма появилась в начале Нового Времени (хотя знаки различия известны ещё с Древних времен).

Постепенно сложились такие сочетания цветов военных форм, которые стали прочно ассоциироваться с армией конкретной державы: в России — темно-зеленый, в Великобритании — красный, в Пруссии и германских государствах— синий и черный, в Австрии — белый, во Франции — синий и т.д. 

Вопрос о практичности военной формы тесно связан с историей развития военной тактики. До XVIII—ХIХ века доминирующей на поле боя была т.н. линейная тактика, когда войска выстраивались в длинные линии, шириной в несколько шеренг. Связано это было с несовершенством тогдашнего огнестрельного оружия, низкой точностью и скорострельностью.

Линейная тактика постоянно совершенствовалась, но к середине XVIII века устарела. Ей на смену пришла тактика колонн и расспыпного строя, более гибкая в условиях маневренного боя. Однако со временем устарела и она. Развитие огнестрельного оружия, повышение его точности и скорострельности привело к тому, что войска с новыми магазинными винтовками получали огромное преимущество на поле боя. Серия войн второй половины XIX века (Крымская война, франко-прусская война, русско-турецкая война 1877-1878) тому подтверждение.

Новым порядком построения стала стрелковая цепь, к достоинствам которой относят (здравствуй, Википедия):

  • возможность каждого солдата самостоятельно применяться к своему участку местности;

  • хорошие условия для создания высокой плотности огня;

  • сведение к минимуму вероятности поражения атакующих стрелков ответным огнём противника.

В новых условиях роль отдельного бойца резко повысилась. Необходимо было повысить его выживаемость. Лучший вариант — сделать его малозаметным на местности. В малозаметного солдата сложней прицелиться и сложней попасть, а кроме того — увеличивалась внезапность засад.

Изменения в полевой тактике в конце XIX века потребовали, чтобы форма была неброской, позволяющая максимально замаскироваться в складках местности. Старая форма такое практически не позволяла. Несмотря на это, дух традиционализма в армии был высок, любое покусительство на традицию встречалось в штыки, а потому многие армии шагнули в XX век с формами старого образца — яркими, вычурными и узнаваемыми.

Потребовались нешуточные человеческие жертвы, прежде чем командиры поменяли свое мнение. Широко известна история с громадными потерями среди британских офицеров во время англо-бурских войн: буры-снайперы легко вычисляли англичан по их красным мундирам, а офицеров — по блестящим значкам. С 1902 года британская армия полностью перешла на форму цвета хаки; в 1907 году Германская императорская армия переходит на форму цвета фельдграу; в 1913 году в Российской императорской армии массово вводится форма оливкового цвета. В полевой форме отсутствовали какие-либо блестящие металлические элементы.

Не везде новая форма прокладывала себе путь. Французский военный министр Эжен Этьен вошёл в историю своим высказыванием "Красные штаны — это Франция!", защищая тем самым традиционный французский военный костюм с голубым мундиром и красными штанами. Первые месяцы Первой мировой войны с её огромными потерями во всей своей красе показали вред подобного традиционализма.

42
-2

Тема  совершенно не раскрыта, т.е. статья ни о чем. В названии вопрос, а где ответ?

0
Ответить

Да автор не раскрывает причину вычурности. Не историк военной формы, но работа с картинами, думаю, что эта вычурность. То есть-эполеты, расшитые золотом мундиры были чисто символические. Символика перешла по мнению многих историков ещё с рыцарских доспехов и сохранялась только на парадных мундирах высших чинов. Они в них не воевали, а позировали на портретах и балах. В 18-19-ом веках была такая тенденция почти во всем. Парадная одежда, парадных покои с золотом. В них не жили, а только принимали гостей. Но мы имеем только картины, как свидетельство того как они одевались. Поэтому считаем, что именно в щитом золотом мундире солдаты шли в атаку. А в лучшем случае в нем гарцевал где - нибудь генерал, чтобы его было видно.

0
Ответить
Прокомментировать

Это не очень практично с точки зрения отдельного солдата, но очень практично с точки зрения военачальника, находящегося на возвышении над полем боя и способного по яркому цвету форму быстро и легко различать, где свои войска, где союзники, а где неприятель. 

Да и рядовым тоже было проще ориентироваться.

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-1
Прокомментировать

В русско - японскую войну, у русских солдат была белая форма. Понятно, она очень демаскировала солдат и что бы не выделятся, они её окунали в грязные лужи. Солдаты в результате становились меньше заметны, но начальники были не довольны

4
-1

Спасибо, очень интересный факт. А ссылочки не найдется? Хочется узнать подробности.

0
Ответить

Увы, не помню. Возможно в книге Порт Артур Степанова. Но в интернете нашел это:

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов командующий Манчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин отдал очень необычный приказ. В русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и черных шароварах. Офицеры воевали в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. И сразу попадали под огонь японских пулеметов. Тогда А. Н. Куропаткин запретил своим солдатам и офицерам стирать форму, поскольку вымазанные в грязи белые кители были куда более незаметной мишенью. Это дало почти мгновенный положительный результат. Потери ощутимо уменьшились.

+3
Ответить

спасибо. найду :)

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Прям так и представляешь: сидит ядом с японским пулеметчиком поэт местного разлива и сочиняет хоку про "красные японские цветы, рассыпанные по заснеженному русскому полю".

0
Ответить
Прокомментировать

Практически все было сказано выше. От себя лишь добавлю, что что нередко причиной красоты и непрактичности формы были личные пристрастия полководцев и императоров. Яркий пример - Павел I. Для них солдаты были "солдатиками", главная задача которых - красиво и эффектно маршировать на парадах. Доходило до откровенного маразма, когда форма солдат превращалась в настоящее орудие повседневной пытки. Так, знаменитые лосины ведут свое происхождение от облегающих солдатских штанов из лосиной кожи. Они были НАСТОЛЬКО облегающими, что солдаты не могли их натянуть. Штаны приходилось вымачивать, натягивать и высушивать прямо на себе...

Genius Pyatachoотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
-7
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью