Что это за игла на носу истребителя?
В общем, как и при езде на автомобиле, при полете на самолете нужно как-то измерять скорость этого полета. А ведь в случае с самолетом у нас нет дороги, в процессе езды по которой можно было бы измерить скорость. Единственное, при помощи чего можно измерить скорость самолета, - это воздух. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток.
Для сбора и обработки такого рода данных на современных самолетах существуют специальные системы. Одно из названий для них — система воздушных сигналов (СВС).
Трубка Пито была изобретена в 1732 году французским ученым А.Пито.
Один конец трубки помещен в воздушный поток. Этот поток в трубке тормозится, создавая в ней избыточное давление, по величине которого и можно судить о скорости потока, то есть по сути дела скорости полета.
На современных летательных аппаратах эти устройства получили новое, более простое и правильное название: приемники воздушного давления (ПВД). Они дают первичные данные в сложный комплекс системы воздушных сигналов.
На этой картинке - приемник воздушного давления на СУ-24М (цифры 1 и 2):
Все данные, выдаваемые ПВД, передаются на стрелки специальных приборов в кабине пилота.
Дополню слегка ранний ответ.
Как уже было сказано ранее, окружающая среда - один из источников определения скорости полёта воздушного судна. Приборы отбора давлений (полного и статического, предлагаю прочитать автору вопроса раздел в книгах по механике жидкости и газа, посвященный уравнению Бернулли - для несжимаемой и несжимаемой среды) представляют собой трубку Пито-Прандтля, а не Пито, как ошибочно многие полагают. Отличие в следующем: трубкой Пито производят забор полного давления, а трубкой Прандтля - забор статического давления, а их сочетанием - скоростной напор. Упрощенно приемники воздушного давления (ПВД) представляют собой "торчащий" цилиндр, принцип действия заключается в том, что с боковых поверхностей забирается статическое давление, а с торца цилиндра - полное, разность этих самых давлений и даёт скоростной напор, посредством которого можно выйти на скорость потока.
На сверхзвуковых самолётах установлено 2 ПВД - основной и аварийный. Основной, тот, который иглообразный, работает на двух режимах - дозвуковом и сверхзвуковом и отчасти выполняет функцию иглы Маха для "отсоединения" скачка уплотнения от носовой части (конуса). Второй - для проверки первого, если у пилота возникли подозрения на ложность показаний.
а если стрелка сломается в полете? критично ли это для пилота или можно на глаз справиться?