Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в развязывании Второй мировой войны обвиняют именно Гитлера, а не всё немецкое общество?

ИсторияНаука
Анонимный вопрос
  · 947
Младший дворник Лозинского гетто  · 18 июн 2017

В германском обществе не было запроса на войну, Гитлер последовательно, по собственной инициативе ее развязывал. В октябре 1938 года он прямо ее провоцировал, но Невилл Чемберлен, презрев свою старость и болезни, а также нелюбовь к авиации, сел в самолет и полетел договариваться о мире. Й. Фест приводит любопытный эпизод - для того, чтобы продемонстрировать всему миру готовность Германии к войне, он приказал пройти из Штеттина к чехословацкой границе через Берлин 2-й мотопехотной дивизии. Он ждал, что берлинцы встретят войска с воодушевлением, но, по свидетельству У. Ширера, вот что получилось:

«Я вышел на угол Вильгельмштрассе – Унтер ден Линден, ожидая, что увижу там огромные толпы народа и сцены вроде тех, которые описывали в момент начала войны в 1914 году – с криками восторга, цветами и целующими солдат девушками… Но сегодня люди быстро исчезали в метро, а те немногие, кто остался стоять, хранили полное молчание… Это была самая впечатляющая демонстрация против войны, которую я когда-либо видел.
Потом я прошел по Вильгельмштрассе к рейхсканцелярии, где на балконе стоял Гитлер, принимая торжественный марш войск. Там стояло самое большее человек двести. Гитлер нахмурился, явно обозлился и вскоре ушел, не пожелав принимать торжественный марш проходящих частей».

Это показывает с очевидностью одну вещь - одно дело запрос на слом несправедливой, по мнению немцев, Версальской системы и снятие с Германии ограничений, обусловленных этим договором, и совершенно другое - желание начать войну. Немцы, приветствуя внешнеполитическую деятельность своего фюрера в первую половину его правления, прежде всего радовались тому, что он добивался своих целей без войны, что территориальные захваты были мирными. А намерения Гитлера были известны еще с того времени, когда он опубликовал свой знаменитый труд - его целью была победоносная борьба за "жизненное пространство". Впервые же ясно свои намерения он обозначил в ходе совещания 5 ноября 1937 года с главнокомандующими вооруженных сил и министром иностранных дел (т.наз. "совещание Хоссбаха"), в ходе которого он заявил, что захват Австрии, Чехословакии и ряд войн в Восточной Европе видится ему и в качестве средства решения проблемы нехватки жизненного пространства и возможного экономического кризиса Германии, и в качестве определенного этапа для подготовки войны с Англией и Францией.