Lex Harison
июнь 2017.
45745

А правда, что с древности на Руси и до восемнадцатого века в Российской империи не ели телятину?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
6
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Да, это малоизвестный сейчас исторический факт. Причём царями Руси долгое время поддерживался запрет на убийство и употребление в пищу не только молодых тёлок и бычков, а и на взрослых.

Не убивать и не принимать в пищу коров был общеславянский принцип и позже также  оставлен после введения христианства, так как не расходится со словом Библии. Например, "И сказал Бог: смотрите, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, что есть на земле, и каждое древо, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пишу" (Бытие. 1:29). "Закалывающий вола - то же, что убивающий человека" (Исайа. 66:3).

В этой статье - peshera.org , есть достаточно фактов подтверждающих, что с скифы- это славяне, тем более их антропологический тип уже давно определён, как европеоидный. Посол византийского императора Феодосия - второго (V век н.э.) говорил: «Посольство торжественно встречал хор девушек, вручающих хлеб с солью и что гостей угощали медом, квасом и блюдами без мяса». Археологически также не доказано, что скифы были мясоедами, так как слишком мало было обнаружено останков животных, а вот свидетельств о их земледельческой жизни достаточно.

Страбон в своей "Географии" пишет: «...следуют справедливейшим обычаям». Гомер называл скифов справедливейшими людьми. Эсхил говорил о них как о самом справедливом и гостеприимном из всех смертных народов, у которого ни плуг, ни заступ не режут почвы, но нивы сами собой в изобилии приносят средства к жизни. Эфор говорил, что справедливостью скифы превосходили все другие народы.

Греческий историк Ариан во 2 в. н.э. писал о скифах: «Здешние жители, прежде питались хлебом и занимались земледелием, жили в домах и имели города, но изменили традиции после нанесенного им фракийцами (позже Сарматами) поражения…». Это изменение традиций случилось в начале третьего века до нашей эры и тогда Скифов потеснили и выгнали, братский до этого народ Сарматы. По мнению некоторых историков, на скифов пошёл войной братский народ Сарматы из-за того, что те забыли свои (славянские) традиции и попали под влияние западных народов, а позже полностью деградировали. О этом пишет Эфор, в IV книге под названием «Европа» описав Европу: одни скифы настолько жестоки, что пожирают людей, а другие скифы, сарматы не употребляют в пищу даже животных." Эфор говорил о скифах, как о справедливом народе, делая исключение для скифов -людоедов (андрофагов). По мнению некоторых историков, эта часть скифов-людоедов перебрались на территорию современной Балаклавы (Возле г. Севастополя) и позже была истреблена.

Гомер (ок. II тыс. до н.э.) и Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) и позднее Геродот (Vв. до н.э.) сообщили миру о счастливом северном народе — гипербореях: «Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древними плодами». Часть историков считает, что это был один из первых славянских народов.

Млечный (молочный) путь, то есть всю галактику, в которой находятся Земля в славянской и многих других традициях считают, сотворила из своего молока небесная корова-мать: славяне называли ее корова Земун; скандинавы называли - Аудумбла; египтяне - Нут и также Метуэр; древние индийцы – красной коровой Сурабхи; кельты в Британии– красной коровой с белыми ушами - Бригантия, ирландцы – Бригита. Поэтому славяне и не убивали коров, считая их потомками небесной коровы Земун. Именем Коровы Земун был назван город в бывшей Югославии – Земун, – у впадения реки Сава в Дунай. В настоящее время административно включен в состав Белграда, известного в качестве одного из древнейших очагов славянской Винча культуры (Антич Драголюб «Непрерывность Винчанской цивилизации». Белград, 2002.)

Прародительницу человечества изображали в образе коровы у финикийцев - Астарта; у друидов – Дану; у евреев – Анат или Шехина, супруга Яхве, Иеговы (культ существовал до VI века до н. э.); у шумеров - Нинсун (мать Гильгамеша, которого называли туром); у древних иранцев – Анахита; древние аравийцы – Аллат и т.д.

В древности славяне, не забивали коров на мясо. Коров не резали, даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей коровы воспринималось как магическое средство, способствующее её выздоровлению.

Таким образом мы видим, что фактически до нашей эры наши предки были вегетарианцы. Традиции пошатнулись, и с приходом к власти династии Романовых в 1613 цари всё больше приносили западные традиции, однако запрет на телятину остался. Французский капитан Маржерет, побывавший в России в 1606 году в своих записках: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии. Притом они ежегодно соблюдают пост пятнадцать недель, также среду и пятницу каждую неделю, что составляет около полугода».

«Помимо предписания поститься по средам и пятницам, у русских, как и других восточных славян, существовал специальный запрет на телятину» (Зеленин Д.К. "Восточнославянская этнография" (1927). М., 1991.с. 116)

В Домострое, который был написан Сильвестром духовником Ивана IV, о мясе коров ни слова, то есть коров в то время, по крайней мере, элита общества не убивала и не употребляла в пищу.

«…москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…». (Шведский дипломат П. Петрей. История о великом княжестве Московском. - М., 1997. - С. 258);

«… В 1569 году сожжены трое крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины…» (Р. Г. Скрынников. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Т. 2. – Смоленск).

«…Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка…» (Курляндский путешественник Яков Рейтенфельс. Сказание о Московии. - М., 1997. - С. 356). При этом Иван Васильевич считал себя виновным в том, что до такой степени рабочие голодали и распоряжался позже, чтобы еды рабочим хватало.

Все мы помним фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: - Говорят, царь ненастоящий! Эта фраза относится к Лжедмитрию I, который объявил себя чудесно спасшимся сыном царя Ивана Грозного. С помощью польских магнатов венчался на царство 21 июля 1605 г. В 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль только сообщением, что царь не настоящий, ибо ест телятину. Царь насмехался над русскими традициями, одевался в иноземное платье и т.д. Однажды Князь Василий Шуйский увидел за царским столом блюдо с телятиной и сказал, что это противоречит предписаниям религии. В том момент вельможа Михаил Игнатьевич Татищев, обратился к царю в поддержку князя Василия Шуйского, оба были удалены, впав в немилость за некие дерзкие слова. (Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4

Кульминацией стало такое событие, как писал немецкий писатель Конрад Буссов (Московская хроника. - М., 1998. - С. 60-61), который был свидетелем этих событий: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы (с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек), царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятину они не едят». (Тоже подтвердил шведский дипломат П. Петрей в «История о великом княжестве Московском». - М., 1997. - С. 309.) И в скором времени царя свергли и казнили…

Как писал Дениис Иванович Фонвизин: «Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, а у нас не иметь коровы есть знак бедности». Даже спустя сто лет в 1896 в России насчитывалось 31, 6 млн коров, т.е. примерно 3 коровы на 10 душ населения

Корова с древних времён очень уважалась на славянской земле, так как являлась кормилицей. Каких-то еще сто лет назад в Орловской губернии: «Когда купленную корову вводили во двор, то хозяйка дома кланялась ей в ноги, и давала ей на заслоне насоленный хлеб». Пастухи Олонецкой губернии пользовались заговорами, оберегающими скот. В одном из таких заговоров говорится про «дойных коровушек», про «милую божью скотинушку».

Быков также не убивали, так как испытывали уважение, даже в XIX в. запряженных волов называли не иначе, как «ангелами», считалось грехом их бить. Обращаясь к запряженному волу, крестьянин называл его «отцом».

Этот запрет на телятину просуществовал до 18 века...

Агнивеша Дасотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
31
-20

"скифы – это славяне" – на это моменте бросил читать эту х***ю

0
Ответить

Вы немного лукавите. Да, телятины не ели, как и следует из записок того же Маржерета, но по причине того, что телятина считалась нечистой, в то же время, говядину, баранина и иное мясо ели, кроме постных дней.
Не стоит цитировать Библию, в которой вы не разбираетесь. Смешно выглядит.
И сказал Бог: смотрите, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, что есть на земле, и каждое древо, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пишу" (Бытие. 1:29).
Да, нашли цитату. Но дальше, а зачем дальше, нам и так хватает! Но есть дальше:
Быт 9:2-3: "да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;"
Или вот ещё:
Втор 12:20-21: "Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса — тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь (Бог твой), как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей;"
А вот что сказано у Исайи, ознакомился с полным текстом, с начала на греческом:

ISA 66:3: "ὁ δὲ ἄνομος ὁ θύων μοι μόσχον ὡς ὁ ἀποκτέννων κύνα, ὁ δὲ ἀναφέρων σεμίδαλιν ὡς αἷμα ὕειον, ὁ διδοὺς λίβανον εἰς μνημόσυνον ὡς βλάσφημος· καὶ οὗτοι ἐξελέξαντο τὰς ὁδοὺς αὐτῶν καὶ τὰ βδελύγματα αὐτῶν, ἃ ἡ ψυχὴ αὐτῶν ἠθέλησεν,"
Обратите внимание на слово ,ἄνομος. Что оно означает? Смотрим словарь:
ἄνομος-беззаконник, беззаконный.
А теперь полный перевод:
Ис 66:3-4: "Беззаконник же, закалывающий вола, – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути и душа их находит удовольствие в мерзостях их, так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал – и не было отвечающего, говорил – и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне»."

Вот и ответ. Это относится к тем, кто не следует Богу, и умышленно живёт во грехе и в мерзости, в руках такого человека, всё превращается в грех.

+1
Ответить
Прокомментировать

Да, действительно, телятину не ели очень долго. Практически до ХХ века. Но это было свойственным для всей Европы явлением, кроме, пожалуй, Британии, где отдельные фермеры начали откармливать бычков на убой еще в XV-XVI веках.

Дело вовсе не в неких ведических запретах или чем-то в этом роде. Коровы и бычки были важным ресурсом, который стоил кучу денег: стоимость дойной коровы и рабочего вола в некоторых местах приближалась к стоимости оружия и коней. На волах пахали и возили тяжелые грузы, а коровы способствовали увеличению количества волов и, в кач-ве приятной побочки, давали молоко.

При этом, старых коров ели, но не слишком охотно, потому что мясо у них жесткое, невкусное и требует долгого приготовления. Остальных же животных, за редким исключением, харчили за милу душу, особенно, в почете были свиньи, разумеется, а курятина в некоторых местах считалась элитным продуктом и подавалась редко, на праздники.

Зато абсолютно неприкосновенны были кони. Что, опять же, изначально происходило из их огромной стоимости и важности на войне и в хозяйстве, а позднее вошло в культуру как сакральный запрет.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
27
-21

вообще-то свиней ели меньше всего. Смотрите, хоть бы, что в первую очередь вспоминается Домострой

+1
Ответить
Прокомментировать

lurkmore.to

В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины

ибо скрепы.

8
-6

"Использование Лурка в любых целях, помимо получения лузлов карается десятью годами анального расстрела" (с) Хомак.

+2
Ответить
Прокомментировать

Во всяком случае об этом пишет, к примеру капитан Маржарет "Что касается быков и коров, то они множатся столь же быстро, поскольку во всей России не едят телятины, ибо это противоречит их вере" ("СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА МОСКОВСКОГО С ОПИСАНИЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ И ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ, СЛУЧИВШИХСЯ В ПРАВЛЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ПОСЛЕДНИХ ИМПЕРАТОРОВ, то есть с 1590 до сентября 1607 г.") Более того, есть версия, что Лжедмитрий I был заподозрен в самозванчистве в том числе потому, что ел телятину. 
Причины этого запрета точно не выяснены, как, впрочем, и некоторых других (на употребление в пищу зайцев, раков, рубленного мяса). По одной из версий это объяснялось заботой о сохранении молодняка, по другой (которой придерживается, к примеру, Похлёбкин) - чрезмерной концентрацией в организмах телят витамина D.

1
-1

Раков, вероятно, не ели из-за влияния иудаизма. До второй половины 17 века в России было довольно много сторонников того, что позже назвали ересью жидовствующих и субботней верой.

0
Ответить

Не ели потому,  что надо было научить и приучить  этот народ  разводить коров.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью