Как научиться получать удовольствие от процесса, а не только от результата?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
4 ответа
Поделиться

Научиться получать удовольствие от самых маленьких результатов.

Скажем, вы учитесь играть на флейте. Если единственный результат, который вас интересует - выступить на большой сцене, все предыдущие годы учёбы будут для вас мучительной пыткой. Да и когда вы попадете на сцену, скорее всего, вы сильно разочаруетесь: выступление окажется совсем не таким классным, как вы думали, и вы не станете счастливее.

Но если вы сосредоточитесь на маленьких успехах - определенным образом поставить пальцы, сыграть каждый маленький пассаж, насладиться одной чистой нотой, и другой, и третьей, ваш мозг постоянно будет получать удовольствие. Каждое маленькое движение, определенным образом поставленные ноги, каждая ловкая трель будут постоянными "целями, которые я достиг", и таким образом вы постоянно будете купаться в успехе.

Это умение получать удовольствие от самых маленьких результатов и есть то, что называют обычно "удовольствием от процесса".

Если вы сможете сосредоточиться не на большой и далёкой цели, а на самых крошечных аспектах своего труда - тогда вы получите очень много удовольствия, гораздо больше, чем от самых гигантских и амбициозных целей.

25
0
Прокомментировать

Пожалуй, именно научиться этому невозможно. Многое зависит от того, что вы выбираете и какая за этим стоит мотивация. Если в приоритете получение результата, то не всегда сам процесс достижения его приносит удовольствие, т.к. в процессе этом зачастую много напряжения, усилий и преодоления — в этом случае удовольствие возможно получить именно от снятия напряжения, возможности выдохнуть и позволении себе переключиться, когда результат достигнут. Если же вы выбираете дело по душе, которое доставляет удовольствие, то это скорее деятельность, в которой вы ощущаете себя свободно, можете не беспокоиться о завтрашнем дне, дедлайнах, критериях качества, конкуренции и пр., т.е. в деятельности такой меньше тревог и напряжения — и это не означает, что в этой деятельности нет результата, он может быть, просто он вас совершенно не волнует. 

Но это не означает, что не бывает сочетания одного с другим, только в этом случае встаёт выбор той деятельности, которая наполняет жизнь подлинным смыслом и даёт ощутить себя в ней самим собой в полной мере.

10
0
Прокомментировать

Вопрос абстрактный, но попробую ответить как я это понимаю. 

Важно понять, результат устраивает или нет? Если нет, то нужно менять сам процесс, а не свое к нему отношение. Если устраивает, то постараться уловить что именно вызывает неприязнь? Что конкретно не нравится? И как это возможно устранить/заменить/исправить? 

Ну и при этом стоит иметь в виду, что в любой деятельности присутствует рутинные моменты, не бывает так, что работа только вдохновляет и воодушевляет.

2
0

Данный вопрос не является абстрактным,  только следует заменить удовольствие на удовлетворение. А вопрос важный.  Ведь В, как психолог должны знать,  что люди по-разному оценивают свою деятельность.  Кто-то по степени усталости:), а я только по красному результату,  только он важен для меня.  И это приводит к тому,  что, если у меня нет четкого понимания, как идти к результату,  мне очень и очень непросто даже начать действовать.  А если процесс достижения результата затягивается,  два и результат неоднозначен, то движение к нему становится мучительеным. Тут бы процесс прервать, но результат не достигнут из-за чего возникает ощущение своей никчемности,  которое тянет за собой депрессивное состояние!  А Вы,  психолог,  говорите об абстрактности!

0
Ответить
Прокомментировать

Всех людей можно поделить на тех, кто преимущественно ориентируется на результат, и тех, кто преимущественно ориентируется на процесс. Не обязательно это переделывать – важно понимать плюсы и минусы каждого из способов. Если вы все-таки хотите поменять свою склонность - есть несколько вариантов. Они взаимодополняют друг друга.

  1. Это скорее хитрость, помогающая получать достаточно удовольствия, даже при концентрации на результате. Как правило,  когда говорят об удовольствии от результата, имеется в виду крупный результат, достижение которого требует дополнительных усилий и времени. Такой результат можно дробить на множество промежуточных целей. А главное, уделять время переживанию радости при достижении этих целей. Например, я планирую научиться бегать 10 километров, начиная с 2 километров в день. Важно обнаруживать, сколько я сегодня пробежал и как: 2 км 200 метров, или 2 км, не сбивая дыхания, или 2 км с новой скоростью. И хвалить себя за то, что получилось в реальности, разбирать, как именно это получилось, благодаря чему. На это нужно выделять время, не меньшее, чем на саму деятельность, направленную на достижение результата. И по возможности избегать мыслей вроде: «Опять всего два километра!», - ведь вы могли бы не пробежать и их.
  2. Чтобы получать удовольствие от процесса, процесс необходимо заметить. Мы можем замечать деятельность, которой занимаемся в разных измерениях. Мы можем замечать: телесные переживания (например, ощущения в мышцах, которые работают, когда я бегу), эмоциональные реакции (воодушевление, раздражение, радость, разочарование и восхищение), восприятие окружающего мира (то, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, вкушаем), мысли в процессе («я бегу!», «надо успеть приготовить завтрак на всю семью!», «вот бы купить машину!», «вчера забыл/а купить стеклоочиститель»), куда направлено внимание (на ощущения, на эмоции, на мысли, на восприятие). Деление это условно, но позволяет поискать, куда посмотреть в процессе, и что может вызвать позитивные переживания. Что-то приятное точно найдется!
  3. Вообще, приятные вещи не возникают просто так. Чтобы пережить удовольствие, нужно уделять этому время. Задайтесь вопросом, что вообще доставляет вам удовольствие? Есть ли какая-то особая еда? Какие-то прикосновения? Какие-то еще впечатления? Какие-то занятия? Развивая навык переживания удовольствия в настоящем моменте, вы снижаете необходимость переживать удовольствие в результате достижения будущих целей.
  4. Часто бывает так, что мы прекратили что либо замечать в процессе не потому, что не умеем получать от него удовольствие, а потому что устройство процесса нам неприятно, то есть вызывает неудовольствие. Используя описанные выше зоны осознавания (2) или подойдя к моменту промежуточной цели (1), можно иногда задаваться вопросом «как?». Как я делаю то, что я делаю? Нравится ли мне то, как я это делаю? Могу ли я сделать что-нибудь, чтобы мне нравилось больше?
  5. Часто бывает так, что ориентация на результат связана не с пренебрежением процессом или отсутствием навыка уделять внимание прошедшему процессу и дробить работу на промежуточные цели, а вообще связана с чем-то другим. Например, если в детстве мне уделяли внимание и любовь только, если я достигала результата, да еще и лучшего в классе, то мое стремление к результату будет преувеличенным. Тогда важно понять, какую потребность обслуживает стремление к результату и наладить ее удовлетворение  другим способом. Для этого может потребоваться помощь психолога.
    В любом случае процесс будет непростым и недолгим. Если до сих пор вы получали удовольствие только в результате достижения цели, ваш мозг хорошо подготовился именно к этому. Он вырабатывал эти связи столько, сколько вы жили, ориентируясь на результат. Переучить его и установить новые связи – задача непростая, требующая регулярной тренировки, но вы не пожалеете, когда  начнете замечать удовольствие даже от повседневных дел.
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью