Можно ли оскорбить чувства верующих, а не самих верующих?

389
2
0
8 августа
14:38
октябрь
2015

С буддийской точки зрения только чувства и можно оскорбить. Одно из ключевых положений буддизма - анатта (анатман), которое часто переводится как отсутствие Я ("нет Я"). Это чрезвычайно сложное для понимания понятие, суть которого сводится не к физическому отсутствию человека как такового, а скорее к отрицанию эго, цепляющегося за существование и порождающего болезненные ощущения. Ведь именно эго может быть оскорблено, оно обижается, страдает и т.д. Но если мы перестанем смотреть на вещи с позиции "я", "моё" и т.д., то мы поймём бессмысленность практически всех наших болезненных переживаний. По замечанию известного буддийского автора Тханиссаро Бхикку, "...учение «анатта» является не доктриной «нет я», а стратегией «не-я», избавляющей от страдания посредством «отпускания» его причин". В итоге нас никто не сможет обидеть, унизить или оскорбить.

2
0
октябрь
2015

Очень люблю такие вопросы. С одной стороны, они могут показаться софизмом, издёвкой или детской шалостью, но на самом деле, они всегда вполне философичны.

Кстати, ответ на ваш вопрос - "нет". И вот почему. Если считать, что человек и его чувства - одно целое, что именно он отвечает за генерацию чувств и саморефлексию, тогда фактически невозможно задеть чувства, не задев самого человека.

Если бы чувства обитали отдельно от человека и не были бы инкорпорированы в его сознание, то можно было бы задеть их в отдельности, не опечалив самого индивида. Но тогда должно быть соблюдено условие - чувства должны были бы обладать самостоятельным центром принятия решений, то есть сознанием, которое бы решало, что "мои чувства обидели". Тогда бы получалось, что мы разделяем человека на нечто живое в виде его чувств, обитающих вовне или параллельно с собственным центром создания и неживое в виде бездушной коробки из плоти и крови, которая отдала всю сознательную деятельность чувствам. И как тут задеть этого зомби, не вполне будет понятно.

Более того, вы подняли интереснейший вопрос о том, что такое есть человек. Действительно, когда меня оскорбляют, моё тело ведь не страдает, страдает что-то внутри меня - чувства, сознание, эмоции, душа?

Мне лично близки слова: "ты не тело, ты душа, у которой есть тело". И с этой точки зрения, получатся, что нельзя оскорбить сами чувства, не оскорбляя самое Я человека.

Лингвистический трюк в вашем высказывании тоже присутствует - как можно оскорбить человека, не оскорбляя его чувств, собственно? Оскорбить ногу, наступив на неё, например?

Либо мы принимаем идею о том, что чувства человека парят отдельно от самого организма и тогда пытаемся оскорбить только их, не затрагивая при этом носителя внутренностей. Либо мы вынуждены признать (даже из личного опыта некоей боли хотя бы), что мы не можем отделять наши чувства от самих себя.

-2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта