Chiaki Streams
июнь 2017.
2415

Как научить людей отличать обычных феминисток и радикалок?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Рассказывать про эти различия.

Вообще-то у феминизма более десятка ответвлений, поэтому можно заявить, что представления об "обычных феминистках" будут априори обобщёнными и грубыми, однако так называемый радфем даже в такой разноголосице стоит особняком. Добавлю, что радикалки преследуют самые разные цели - начиная от банальной жажды мести мужчинами и заканчивая сепаратистскими взглядами (о том, что нужно жить отдельно от мужчин). Некоторые радфем ведут активизм только в онлайне, а оффлайн могут находиться в финансовой, матримониальной или другой зависимости от мужчин(ы); отсюда и столько реваншизма в их заявлениях.

Понимаю, что вы имеете в виду.

Так как построить тут таблицу с двумя колонками нельзя, изложу свою версию в формате списка.

  • самоопределение ⬇
    --- Радфем считают, что феминизм - движение в защиту прав женщин. В крайнем случае - в защиту всех пострадавших от патриархата, кроме гетеросексуальных мужчин.
    --- "Обычные феминистки" ("обфем") могут выступать за гендерное равенство: социальное равенство прав, свобод и возможностей мужчин и женщин.
  • отношение к сегодняшнему статусу женщин ⬇
    --- Радфем не придают значения тем правам, свободам и возможностям, которые доступны женщинам, фокусируясь на угнетении и эксплуатации женщин. Потому что женщины продолжают гибнуть, попадать в нелегальное рабство, траффикинг (торговля людьми), проституцию и порнографию, подвергаться общественной стигматизации за неприличное поведение, тянуть домашнее хозяйство, ибо мужчины часто отлынивают от бытовых дел и даже воспитания детей. Общество закрывает глаза на преступления в отношении женщин, часто винит жертву и защищает агрессора, проталкивает антиженские законы и культивирует отношение к женщине как к куску мяса, грязному сосуду, бесплатной прислуге и инкубатору. Стыдно быть шлюхой, не рожать, прослыть плохой матерью / женой, думать о себе, наплевать на идеалы красоты и любить "мужские" занятия - но в том-то и дело, что к мужчинам общество более лояльно.

    Проблема, впрочем, в том, что в пассионарном раже радфем могут дойти не то что до эпатажа, а до паникёрства и кликушества, заведомо воспринимая мир в чёрном цвете, транслируя ненависть по отношению к мужчинам и даже женщинам.

    Радикалки склонны к тому, чтобы вульгарно нивелировать женщину до бесправного и безмолвного существа, без собственного мнения, которая босая, на кухне и с детьми - в перерывах между побоями от домашнего боксера.

    "Пошла на пляж? Так какой-нибудь пивной животик с залысинами тебя мысленно разденет и изнасилует, а если совсем поехавший, то язвительно выскажется о твоей внешности и сексуальной жизни; и ведь ему-то можно не следить за собой, в отличие от тебя". В картину мира радфем не укладывается, что женщина может и огрызнуться на мужчину, и просто проигнорировать его провокацию. Дама изначально помещена в зависимую и уязвимую позицию.
    ---"Обфем" понимают, что формальное равноправие полов в России - это с одной стороны всё же благо, но в то же время дискриминация переместилась в символическую плоскость, просто её не замечают. Феминизм давно перестал зацикливаться на пресловутых правах, смысл феминизма в том, чтобы создать пространство для женских свобод, увеличить роль женщины в обществе и поднимать спорные вопросы. В том, чтобы права были с обязанностями. В том, чтобы женщины знали, что ценны сами по себе и только они могут быть хозяйками сами себе. 
  • позиция по поводу патриархата ⬇
    --- Внутри радфем-сообществ поддерживаются несколько концепций патриархата как "власти мужчин" (или "сыновей"), доминирующего класса, изначально не заинтересованного в освобождении женщин. В принципе, радфем могут признать, что патриархат оказывает некоторое давление и на мужчин, однако нередко подчёркивают, что крайне мало носителей XY-хромосом пойдут против собственных гендерных привилегий (каковых у женщин якобы нет при патриархате; несмотря на разницу в пенсионном возрасте и ритуалах ухаживаний). Наконец, продолжают они, возможная борьба мужчин с патриархатом не имеет к феминизму прямого отношения.

    Тем не менее радикалки парадоксальным образом продолжают существовать в этом мире ужасных и всемогущих мужчин.

    При патриархате у женщин выбор в плане самореализации и самовыражения капитально ограничен, по мнению радфем. По сути, это выбор без выбора. Это навязанные практики, с которыми женщины смиряются и даже могут делать вид, что им это нравится.
    --- Насколько я могу судить, либеральная фракция феминизма выступает за дальнейшую интеграцию феминисток в общественные институты, за расширение представительства женщин и против гендерных стереотипов. От патриархата как системы консервативных и морально устаревших ценностей бывает плохо всем, однако немногие мужчины способны это осознать, ведь традиции закладывались десятилетями и мы успели к ним привыкнуть. Впрочем, систему, может, и не удастся сломать, но можно реформировать изнутри и усовершенствовать. Занимаясь просвещением, общественной деятельностью, политикой и так далее. Добиваясь принятия законов, исключающих дискриминацию по половому признаку. Ломая стереотипы о "неженском деле" и на практике помогая женщинам обрести уверенность в себе и самостоятельно распоряжаться своим телом, талантом, интеллектом и другими ресурсами.
  • позиция по поводу гендера ⬇
    --- Радфем строят дискурс на вере в универсальную женскую гендерную социализацию, которая первична в смысле формирования личности.
    Радфем уверены, что гендер - это не искусственный социально-культурный конструкт, а социально-экономическая система подчинения женщин.
    Остаётся загадкой, как же тогда объяснить гендерные стереотипы в отношении мужчин.
    ---"Обфем" говорят, что воздействие на человека с точки зрения гендера неабсолютно. Например, интерсекциональный феминизм утверждает, что мы так или иначе имеем с рождения не одну идентичность (гендерную), но ещё и определяемся обществом на основе расы, веры, профессии, достатка, условий труда, жилищных условий, сексуальной ориентации, этнической принадлежности и так далее. В результате этих пертурбаций домохозяйка из охраняемого элитного коттеджного посёлка может попросту не найти общих <гендерных> тем с жительницей спального района, которая ежедневно ездит на работу на опасное производство в моногородок за 30 км от дома. А сотрудница прокуратуры - не понять мать-одиночку из села.

    Даже женщины одного возраста, хоть и прошли, возможно, через одинаковые обряды гендерной инициации, тем не менее могут не иметь точек пересечения жизненного опыта каждой из них. Одну не пускали гулять с мальчиками, второй привили синдром принцессы / комплекс страхолюдины, третья выросла "пацанкой", четвёртая имеет регулярный сексуальный опыт, пятая уже посещала ночные клубы, шестую водят по ресторанам папики, седьмая вовлечена в неформальные тусовки, восьмая поглощена учёбой, девятая - лесбиянка, а десятая видит своей целью служение богу.
  • Многие радфем настроены враждебно по отношению к трансгендерам прежде всего и зачастую отказывают людям в моральном праве сменить пол, потому что якобы даже оскопившийся мужчина (транссексуалы, простите за грубый сарказм), решивший сделать себе вагинопластику, прошедший гормональный курс терапии и так далее, - он всё равно в глубине души останется мужчиной и будет стремиться насолить женщинам.
  • феминисты ⬇
    --- Радфем с гигантским трудом согласны на сотрудничество с мужчинами. Точнее, оно практически исключено, ведь мужчины не имеют опыта жизни в теле женщины, не прошли через женскую гендерную социализацию, зато наверняка попробуют отнять у женщин их время, ресурсы и трибуну, чтобы поговорить о проблемах наиболее благополучного класса при патриархате, а не о том, чтобы разрушить его.

    Между прочим, мы же помним, что феминизм - он за права женщин, про права мужчин там ничего не сказано, бгг.

    "Это как если бы Нельсон Мандела вышел на марш за права белых людей".
    --- "Обфем" не отрицают, что мужчина может проникнуться духом борьбы за права женщин, но кроме того очевидно, что современный академический феминизм шагнул очень далеко и не собирается сегрегировать гендерную повестку на строго мужскую и строго женскую. Среди общепризнанных авторов научных работ о феминизме немало мужчин (Игорь Кон, Майкл Киммелл), а трансженщина Рэйвин Коннелл полвека назад разработала такой фундаментальный термин, как "гегемонная маскулинность" - набор поведенческих установок и стереотипов, предписывающих мужчине стремиться к лидерству повсюду, быть альфа-самцом. Также на Западе феминистами себя объявляли многие известные мужчины (Барак Обама, например), под эгидой ООН проводится кампания #HeForShe ("ОнЗаНеё"), направленная против гендерного неравенства.
  • гомосексуальность ⬇
    --- Среди радфем встречаются сторонницы лесбийского сепаратизма как единственно верной возможности минимизировать вред от патриархата. Отсюда лознуги "Живи с подругой", хайп вокруг "бостонского брака" (когда женщины живут вместе, но не имеют сексуальных контактов), разные паблики с названиями типа "Подружества" и "Счастлива одна". Такие радикалки убеждены, что построить нормальные отношения с мужчиной - это из области фантастики и того не стоит. Впрочем, среди радфем есть и гетеросексуалки, и бисексуалки.
    --- "Обфем" не делает акцента на одной сексуальной ориентации. Женщина может обходиться без мужчин и секса вообще, быть в моногамных отношениях с мужчиной, женщиной или транс*персоной, быть полигамной, быть адептом полиамории и даже жить в секс-коммуне. Главное, чтобы она при этом чувствовала себя в безопасности и комфорте.
  • Политические перспективы ⬇

--- У радфем близки к нулю, будем откровенны. Мало того что большинство людей обоих полов гетеросексуальны, так ещё и отсылки к патриархату обречены на провал, во всяком случае в России. Где всё плохо с правами человека, отсутствуют социальные лифты для всех, а каким бы влиятельным ни был мужчина, он не застрахован от ареста, рейдерского захвата бизнеса, покушений на жизнь и всего остального. Плюс, к сожалению, многие мужские беды затрагивают женщин - дочерей, жён, матерей, сестёр, любовниц...

Процитирую выступление Алексея Кудрина на недавнем Петербургском экономическом форуме (жирный шрифт мой):

У нас будет стареть население, просто в силу этого нам нужно тратить на здравоохранение. Вы знаете, в прошлом году у нас в трудоспособном возрасте умерло 450 тыс. человек, 80% из них – мужчины, если мы не вложимся в это – надо спасать мужчин в общем…Мы боремся за численность населения, за рождаемость, а потом не доучиваем… И мы должны спасать и сохранять людей в трудоспособном возрасте.

Да, патриархат отправляет мужчин на смерть и программирует на самоуничтожение, но лично мне неизвестно, можно ли победить его методами радфем. Методами, которые пропитаны редкостной мизогинией и неверием в женщин; которые априори утопичны по той простой причине, что мужчины составляют половину населения. Методами, которые не предполагают никакой чёткой альтернативы кроме изоляции от мужчин. Зато происки патриархата повсеместны.

--- У "обычных феминисток" шансов куда больше. Они просто продвигают гендерное равенство, не осуждают других людей с позиции феминистского обкома. Отдают себе отчёт в том, насколько сложная перед ними задача. Выступают против гендерных стереотипов и дискриминации по половому признаку, читают просветительские курсы и устраивают оффлайн-мероприятия - а не переводят все стрелки на патриархатных мужерептилоидов.

Впрочем, в последнее время заметна тенденция, что различия размываются. И вместо ликвидации гендерного неравенства мы получаем сторонниц женского супремасизма, уверенных, что только они с высоты своего фем-активизма вправе распоряжаться мужским вопросом и что все, кто не поддерживает феминизм, - сексисты(ки).

12
-6
Прокомментировать

Как научить людей отличать обычных феминисток и радикалок?

В феминизме есть много направлений, и объединять все направления, кроме радикального феминизма, под названием "обычный" феминизм считаю некорректным. Самые известные из остальных направлений - социалистический и либеральный феминизм имеют не меньше противоречий друг с другом, чем с радикальным феминизмом.

Радикальный феминизм возник как реакция на сексизм в западном левом движении в связи с тем, что, по мнению некоторых его участниц, не учитывалось мнение женщин по политическим вопросам, существовало насилие против женщин, а на женщин возлагалась домашняя работа. Проблема сексизма в политических организациях действительно существует, но многие из них сейчас выступают против сексизма. Женщины стали создавать сепаратные чисто женские группы, чаще всего небольшие, во многих случаях аполитичные и ориентированные больше на рост самосознания женщин, чем на общественно-политическую активность. Во многих случаях подобные группы склонны к индивидуализму и созданию личного безопасного пространства, а не к борьбе за права других женщин. Претензии на горизонтальное общение в подобных группах зачастую приводят к установлению жесткой неформальной иерархии в условиях немодерируемой дискуссии. Изначально радикальный феминизм был преимущественно левым движением, но позже появились правые и даже ультраправые направления.

Радикальный феминизм крайне неоднородный по многим вопросам. Он может быть как гендерным, объясняющим различия в поведении полов общественными факторами, так и эссенциалистским, объясняющим их биологией. Он может по-разному относиться к вопросам сексуальности - обычно он критикует те явления, которые являются сексом только для мужчин, типа проституции, но может или проявлять тенденции к ограничению равной сексуальности и женской сексуальности (так называемый секс-негативный феминизм), хотя и редко бывает откровенно к ней враждебен, так и оправдывать неравную сексуальность (так называемый секс-позитивный феминизм) или поддерживать равную сексуальность против неравной (секс-критический феминизм).

Большое значение радикальный феминизм придает борьбе с насилием, направленным против женщин, где в основном существует консенсус между разными направлениями феминизма.  Больше всего заявляют о "радикальных феминаци, угрожающим мужчинам", те мужчины, которые желают, чтобы сексуальное и физическое насилие против женщин оставалось безнаказанным. В то же время во многих случаях радикальный феминизм меньше уделяет внимания другим формам насилия против женщин, угнетения и дискриминации, чем прямому физическому насилию. Обычно радикальные феминистки настаивают на том, что большинство жертв насилия женщины, хотя гендерный вопрос и в том, что у мужчин общество поощряет физическое насилие против людей обоего пола. Коммерциализация сексуальности женщин, включая проституцию, обычно критикуется. Но угнетению сексуальности женщин культурой, включая вызванные патриархальным неравенством проблемы с сексуальным удовлетворением, и принуждению женщин культурой к сексу только для мужчин или к отказу от сексуальных отношений, на мой взгляд уделяется недостаточно внимания.

В основном радикальный феминизм объединяют два вопроса. Это признание первичности патриархального угнетения (социалистический феминизм считает первичным классовое угнетение, а интерсекциональный феминизм считает все виды угнетения примерно равнозначными). Во-вторых - критика неравенства в личных отношениях и культуре, причем не всегда со стремлением их изменить. При этом гендерные направления обычно больше связывают патриархальное неравенство с культурой, чем с политикой и экономикой. Это также связано с аполитичностью многих направлений радикального феминизма, хотя и в отношении к общественной деятельности радикальный феминизм также неоднороден. С другой стороны, вклад радикального феминизма в анализ гендерного неравенства, особенно в анализ культуры и личных отношений, используется и другими направлениями, включая социалистический и либеральный феминизм.

Ряд направлений радикального феминизма склонен к пораженчеству, особенно в вопросах борьбы с сексизмом мужчин и привлечения мужчин к борьбе за гендерное равенство. В этих направлениях существует тенденция откладывать политическую активность и привлечение мужчин до времен, когда патриархат исчезнет. В некоторых направлениях есть тенденции оправдывать подобные взгляды тем, что женщины сейчас угнетены и не имеют ресурсов. Многие направления западного радикального феминизма положительно относятся к созданию мужских сепаратных групп, выступающих против сексизма, предпочитая называть таких мужчин не феминистами, а профеминистами. В мире, но не в России, сепаратные тенденции в радикальном феминизме ослабевают, но большинство радикальных феминисток продолжают поддерживать чисто женские группы. Некоторые направления радикального феминизма поддерживают лесбийский сепаратизм, но и в отношении к гетеросексуальности, сексуальной ориентации и гендерной идентичности, включая  трансгендерность, радикальный феминизм также неоднороден.

Патриархат радикальные феминистки обычно считают выгодным всем мужчинам (социалистический феминизм - только тем мужчинам, которые обладают крупной собственностью и властью). Радикальные и интерсекциональные феминистки обычно призывают мужчин добровольно отказаться от привилегий. Мужчин и женщин радикальные феминистки часто рассматривают как классы с противоположными интересами, но и здесь радикальный феминизм неоднороден и может поддерживать точку зрения от выгодности гендерного равенства и для мужчин (гуманистический радикальный феминизм в интересах людей обоего пола), до утопической поддержки матриархата, более вредной в условиях патриархата для прав женщин, чем для прав мужчин, или признания всех мужчин врагами. Многие направления радикального феминизма выступают за поддержку гендерной идентичности женщин и "женской группальности", что на мой взгляд способствует укреплению гендерных различий, гендерного разделения и гендерного неравенства. Многие его направления используют выражения типа "женская" и "мужская" точка зрения, при том, что точка зрения, лишенная сексизма, на мой взгляд не может быть ни мужской, ни женской.

В России существует искаженное представление о радикальном феминизме, с реальными преимуществами и недостатками разных его направлений в вопросе последовательности борьбы с гендерным неравенством. Начиная с 2012 года, после подъема 2010-2012 годов, в условиях усиления тенденций к дискриминации женщин со стороны власти и разочарования многих женщин в поддержке своих прав, феминистское движение в России, на мой взгляд, оказалось в состоянии спада и кризиса. Одним из негативных явлений считаю возникновение и распространение российского так называемого "радфем", вопреки мифу, далекого от мейнстрима международного радикального феминизма. Частично он восходит к зарубежному так называемому трансэксклюзивному радикальному феминизму. Российский "радфем" враждебно относится к гендерно-нетипичным людям обоего пола, особенно к трансгендерным людям с XY хромосомами, и к мужчинам, поддерживающим феминизм. Это не вписывается в их пораженческую картину, где мужчины сплошные насильники, а женщины - беспомощные жертвы. Также они исходят из трех утверждений, каждое из которых противоречит двум другим. Гендер -только социальный конструкт, а трансгендеры следуют стереотипам и ролям, принятым для людей другого пола при рождении, что формально верно. Но в то же время они отказывают в праве на выбор гендерной идентичности. Считают, что гендер как следствие социализации якобы невозможно изменить, и любой человек, родившийся мужчиной, якобы обязательно будет склонен к насилию и угнетению женщин. В то же время для хотя бы частичного признания человеком другого пола настаивают на операциях по перемене пола, связывая сексуальное насилие с формой мужских гениталий при том, что считают эти операции, как и саму трансгендерность, неправильным выбором. Считаю, что направления, игнорирующие права групп, угнетенных патриархатом по признакам не одобряемых обществом гендерной идентичности или ориентации, имеют сомнительное отношение к феминизму.

Но и эти зарубежные направления российский "радфем" искажает, часто проявляя воинствующую безграмотность в вопросах феминизма и гендера при манипулировании "знанием матчасти". Это смешивается с откровенными внутренними мизогинией и сексизмом и пораженчеством, прикрываемыми мизандрией и объявляемыми феминизмом. Взгляды российского так называемого "радфем" считаю гораздо более опасными для женщин, так как он отвлекает женщин от борьбы за свои права, чем для мужчин. Но он разрушает солидарность женщин и мужчин, а мужчинам больше всего вредит тем, что его деятельность фактически способствует поддержке патриархата, вредящего в первую очередь женщинам, но также и большинству мужчин.

Российский "радфем" вовсю поддерживает традиционные маскулинные гендерные роли, а фактически и сексизм мужчин, направленный против женщин, но эти роли вредят и мужчинам. Он поддерживает экономическую и моральную зависимость женщин от "обеспеченного и уверенного в себе мужчины", в ущерб поддержке равных прав женщин в трудоустройстве и в оплате труда и в ущерб поддержке социальной защиты рождения и воспитания детей.

Он доводит до предела аполитичность и пораженчество, типичные для некоторых направлений радикального феминизма. Особенно враждебен он к левым политическим организациям, социалистическому феминизму, и критикует с правых политических позиций интерсекциональный феминизм, считая, что левое движение и социалистический феминизм, выступающие за сексуальную свободу, вредят женщинам, тем, что сексуальная свобода нужна якобы только мужчинам. Также они считают, что левые хотят отнять у женщин возможность содержания богатыми мужчинами. Сложные явления, связанные с более свободным отношением к сексуальности, (но не всегда свобода при этом означает свободу для женщин, а свобода только для мужчин ничего не стоит), а также отрицательные явления, связанные с коммерциализацией сексуальности, они объявляют "патриархатом сыновей", не замечая явлений более положительного отношения к сексуальной активности и сексуальному удовольствию женщин, чем в прошлом, которые при своей недостаточности, сохраняющемся неравенстве, и некоторых новых формах сексизма, которые не следует ни в коем случае оправдывать, все же принесли больше пользы женщинам. Российский "радфем" фактически поощряет угнетение патриархальным обществом собственной сексуальности женщин в вопросах влечения и удовлетворения. Вообще в последние годы в российском феминизме проявляются антисексуальные тенденции, включая запрет на критику понятия "асексуальности" и фактический запрет на объяснение проблем женщин с сексуальным удовлетворением или выбора одиночества давлением патриархального общества, причем понятие "асексуальности" на мой взгляд неоправданно смешивает эти явления.

Также для многих участниц российского "радфем" характерны оскорбления, часто сексистские, в адрес женщин, которых они считают патриархальными или неправильными с их точки зрения феминистками, взаимная враждебность и расколы.

Таким образом, не следует путать международный радикальный феминизм, который внес большой вклад в анализ гендерного неравенства в культуре, сознании населения и личных отношениях, но зачастую этими вопросами и ограничивающийся при недостаточном внимании ряда направлений к политическим и экономическим вопросам, и российский так называемый "радфем", имеющий сомнительное отношение не только к радикальному, но и к любому феминизму. При этом в России были и группы, близкие к мейнстриму международного радикального феминизма, ориентированные на рост самосознания в чисто женских организациях, о которых сейчас мало слышно.

3
-2

Прочитал вашу статью и понял. Бардак как в женской сумочке.))) Черт ногу сломает, как же все запутано в мире феминизма. Неудивительно почему люди не понимают феминизм, женщины сами не могут между собой договориться. Кто чем заведует, кто чем руководит?! Почему нельзя сделать всё как  у людей. Во главе движения лидер, у него есть советник, капитаны, у капитана бойцы. 

Даже в тюрьме есть иерархия, все понятно и просто. Без порядка будет только хаос. 

-4
Ответить
Прокомментировать
Ответить