Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как менялось отношение католической церкви к теории эволюции Дарвина?

ИсторияНаука+2
Anton Zubchenko
  · 979
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 30 июл 2017  ·
primizkarten

Постепенно)

Официально до Папы Пия XII (1939-1958) Церковь не отзывалась о теории эволюции. Да, она вызвала неприятие со стороны некоторых иерархов, но т.н. дарвинизм не был включён в перечень заблуждений (Syllabus) и книги по теории эволюции не попали ни в один из индексов запрещённых книг. (Вот английский оригинал исследования Брайана Харрисона по вопросу отношения Церкви к эволюционизму в конце XIX века, очень подробно и весьма любопытно.) Если вкратце, то это неприятие касалось сотворения человека - иерархи Католической Церкви отстаивали позицию, согласно которой человек был сотворён Богом из материи. Очень интересно то, что богословы разделились на два лагеря: одни считали, что Бог создал человека из материи, позволил ему развиться до нужного уровня (эволюционировать) и затем вдохнул в него душу живую; другие полагали, что Бог создал человека целиком сразу. Ни Папа Лев XIII, ни иерархи Римской курии не высказали своей позиции по этому вопросу, не поддержали и не осудили ни одну из этих гипотез.

Первое официальное церковное мнение высказал в 1950 г. Папа Пий XII в своей энциклике Humani Generis: "...Вследствие этого Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи — ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, — и при нынешнем состоянии наук и богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны учёных, сторонников тех или иных взглядов, таким образом, чтобы доводы, подтверждающие или опровергающие то или иное мнение, были взвешены и оценены с необходимой серьёзностью и чувством меры; однако всё же при условии, что все они будут готовы подчиниться суждению Церкви, которой Христос поручил авторитетно истолковывать Писание и защищать веру. Некоторые преступают эту свободу обсуждения, поступая так, как если бы уже с полной уверенностью было установлено, с теми признаками, которые найдены, и с тем, что из них выведено с помощью рассуждений, происхождение человеческого тела из уже существующей и живой материи; и всё это так, будто не существует ничего в источниках Божественного Откровения, что обязывало бы к величайшей умеренности и величайшей осторожности в этом вопросе".

Как мы видим, очень разумная, взвешенная позиция, и вовсе не фанатично-ортодоксальная.

Очень часто цитируют Иоанна Павла II, утверждая, что Папа сказал "эволюция - больше, чем гипотеза". Вот текст той речи перед членами Папской Академии наук. Его довольно подробно цитирует исследователь Павел Парфентьев, делая вывод, что "слова о том, что теория эволюции – «не просто гипотеза», означают всего лишь то, что это не гипотеза, а солидная научная теория (которая, однако, может быть и ошибочной, требующей пересмотра)".

Всё это особенно интересно на фоне неприятия теории эволюции американскими протестантами вплоть до законодательных запретов преподавать её (отменены в конце 1960-х) и судебных процессов (например, "обезьяний процесс" в штате Теннесси).

Теперь к современности.

Папа Бенедикт XVI писал итальянскому математику Пьерджорджо Одифредди: "Ни один серьезный теолог не отрицает, что вся совокупность «древа жизни» является носителем живой внутренней связи, для которой слово эволюция вполне подходит. Так же как ни один серьезный теолог не допускает мнения, что Бог, Творец, на промежуточных уровнях должен вмешиваться повторно, почти вручную, в процесс развития. В этом смысле многие нападки на теологию по поводу эволюции беспочвенны. С другой стороны, прогрессу познания пошло бы на пользу, если бы и представители естественных наук более открыто продемонстрировали понимание проблем и взялись высказываться более ясно, какие вопросы в такой перспективе остаются открытыми.
В этой связи я всегда считал образцовой работу Жака Моно, который без обиняков признает, что в конечном счете мы не знаем каким образом раз за разом формируются новые ДНК, исполненные смысла. Следовательно, я отклоняю Ваш тезис на стр. 129, что четыре типологии развиваемые Дарвином превосходно объясняют все, что касается эволюции растений и животных, включая человека. С другой стороны, я не хотел бы оставить без внимания тот факт, что в этом лагере много научной фантастики, далее я скажу об этом. Кроме того, в своей книге «Prinzip Menschlichkeit» («Принцип человеческого разума», Гамбург 2007) ученый медик Иоахим Бауэр из Фрайбурга впечатляюще проиллюстрировал проблемы социального дарвинизма, о чем тоже не следовало бы умалчивать.
Результаты «Longterm-evolution experiment» (долгосрочного эволюционного эксперимента, прим. пер.) о котором Вы говорите на 121 странице, отнюдь не являются исчерпывающими. Попытка сжатия времени в конечном итоге оказывается фикцией, и мутации достигают скромных размеров. Но главным образом человеку на правах демиурга приходится постоянно вмешиваться, а это именно то, что в случае эволюции мы стремимся исключить. Кроме того, я нахожу очень важным, что и Вы в своей «религии» все же признаете три «тайны»: проблему происхождения универсума, возникновения жизни и зарождения разума более развитых живых существ. Конечно, и здесь вы считаете человека разновидностью обезьяны и этим существенно ставите под сомнение человеческое достоинство, но как бы то ни было, зарождение разума остается вопросом для Вас открытым (стр. 182)". 

Ранее, отвечая на вопрос священника епархии Больцано-Брессаноне, Святейший Отец сказал: "Теория эволюции видит истину, но она видит лишь одну ее половину: она не видит того, что за всем стоит Дух сотворения. Мы боремся за расширение разума, и, следовательно – за разум, который как раз и был бы открыт к прекрасному, а не отбрасывал бы его в сторону, как нечто абсолютно чуждое и не имеющее отношение к разумному".

А в энциклике Spe Salvi резюмировал: "Не законы материи и эволюции являются высшей инстанцией, а разум, воля, любовь – то есть Личность". Об этом верующим важно помнить.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm