Мышление не банный чан чтобы его переворачивать. Философы предлагают определенные, иногда частично пересекающиеся, модели интерпретации. Часть этих моделей может дополнять друг друга, часть может друг другу противоречить, но мало кто подписывается на всю модель целиком и без оговорок.
Поэтому вернее будет говорить об определенных аспектах той или иной модели того или иного философа. In no particular order:
• Витгенштейн — наверное, главное влияние, не только за философию языка, но и за сам факт, что неязыковые явления (религиозные, когнитивные, метафизические) всё равно можно рассматривать в Витгенштейновском ключе.
• Другие философы, антропологи, герменевты и теоретики литературы, работавшие с языком: Соссюр, Гадамер, Леви-Стросс, Деррида, русские формалисты и пр. Не всегда за конкретные модели, но как минимум за весь этот гигадискурс, в котором разговор о языке существует на сегодняшний день.
• Современные онтологи — Мортон, Харман, постгуманисты. Мне вообще близка плоская онтология как минимум в качестве стартовой модели, и она чрезвычайно хорошо адаптируется для поэтических нужд.
• Декарт как историческое явление, об которое удобно полемизировать, и особенно во всём что касается другой части моей работы, с ландшафтной теорией, фотографией и художественным натурализмом.
• Кант, Берк, Макинтайр — за вклад в этику и эстетику, которые я сильно не разделяю. Берковская дихотомия красивого и возвышенного сейчас кажется какой-то наивной, но это она из тех идей, от которых невозможно потом избавиться. Ну и — я попутно слежу за современными ответвлениями в эволюционной и нейроэстетике, но их пока сложно воспринимать всерьёз.
• Сенека — не то чтобы я когда-либо активно копал стоиков, но просто с течением времени постоянно мысленно убеждаюсь в его правоте.
• К слову об античности, Платон и Аристотель прекрасно демонстрируют, почему философию нужно читать в первоисточниках, и до какой степени форма её написания неотделима от положений. Сократ в пересказе выглядит как отвлеченное теоретизирование, о котором никто не спрашивал. Афинским оводом Сократ становится только в самом диалоге.
Из этого списка исключены многие явления вроде дзен-патриархов, отцов церкви и инуитских шаманов, но не за отсутствием влияния, а только потому что они не имеют строгого отношения к философии.
Сформулировав Законы диалектики Гегель первый указал направление философии в сторону научного знания. Ну и всё... Далее Общая теория систем как научная философская теория. Но дела здесь продвигаются довольно медленно. Требуется гений соответствующий гению Гегеля. Я б занялся, да времени маловато осталось - надо внукам и внучкам оставить.
Махатмы, как принято их называть у теософов, или Учителя человечества способны направить мышление в русло, расширяющее мировоззрение и устремляющее к познанию.
В их число отношу и Платона.
Платон. Лет эдак в 14-15 я прочел его "Диалоги" и был, мягко говоря, потрясен. Насколько ж плоско и, извините, извращенно великий философ видел мир. И стало мне ясно, что нет авторитетов, что важно мое мнение, а не чье-то, пусть и официльно значимое.
Иисус Христос. Более цельной и поясняющей картины мира и взаимодействия мира и внемира не встречал ни у кого. Его записанных слов сохранилось немного, всего несколько страниц, но их глубина поражает.