Зачем строят платные дороги?

841
3
0
8 августа
00:16
Ответ партнёра TheQuestion
август
2015

Если абстрагироваться от российских условий, то у платных дорог есть следующие преимущества:

1. Возможна ситуация, когда при нулевой цене за проезд спрос на пользование дорогой выше ее пропускной способности, в результате чего дорога оказывается перегружена и возникают пробки. Пропускная способность дороги в краткосрочном периоде (когда расширение дороги невозможно) фиксирована, а вот спрос при росте цены падает. Таким образом, плата за проезд может снизить загруженность дороги и помочь достигнуть баланса между спросом и предложением.

2. Во многих условиях плата за проезд может быть более эффективным и справедливым способом финансирования дороги, чем альтернативные. Стоит заметить, что полностью бесплатных дорог не бывает: все государственные расходы финансируются из кармана граждан при помощи налогов. Поэтому даже "бесплатную" дорогу вы оплачиваете из своего кармана, просто вряд ли часто об этом задумываетесь. Так вот, здесь у платных дорог следующие преимущества:

а) Прозрачность в том смысле, что понятно, сколько денег собрано на конкретную дорогу. Если дороги финансируются при помощи налогов, то сначала надо налоги со всех собрать, а потом как-то поделить между разными дорогами. Встает вопрос: как именно делить? Если же есть плата за проезд, то сколько мы за проезд по данной дороге собрали (или ожидаем собрать, если дорога еще не построена), столько мы на нее и потратим.

б) Эффективность в том смысле, что налоги искажают стимулы людей, а плата за пользование товаром - нет. Упрощенно говоря, если мы финансируем все дороги посредством взимания подоходного налога, то повышение налога, скорее всего, приведет к тому, что все занятые граждане страны станут работать меньше (поскольку налоги на труд обычно приводят к снижению предложения труда). Если же мы взимаем плату за проезд, то она никак не повлияет на решения людей о том, сколько работать, поскольку цена труда никак не изменится.

в) Справедливость в том смысл, что далеко не все граждане страны в равной степени пользуются всеми дорогами, и плата за проезд позволяет собирать деньги именно с тех, кто пользуется конкретной дорогой. Представьте, что есть два города (например, Москва и Санкт-Петербург), в которых живут исключительно богатые люди, и именно эти люди пользуются трассой между этими городами. Есть еще маленькая деревня, где живут не очень богатые люди, которые данной трассой не пользуются. Если мы будем финансировать дорогу при помощи налога, то все граждане страны заплатят налог, но вот воспользуются трассой только богатые. Другими словами, мы фактически собираем деньги с бедных и отдаем их богатым, что не очень справедливо. Если же мы просто взимаем деньги за проезд, то такого не происходит: кто едет по дороге, тот за нее и платит.

Впрочем, не стоит думать, что абсолютно все дороги стоит делать платными. Представьте, что в приведенной примере есть еще дорога из Москвы в деревню, которой пользуются только жители деревни. Поскольку их мало и их доходы невелики, то платежеспособного спроса на такую дорогу нет, и финансировать ее при помощи платы за проезд невозможно. Если мы не хотим оставить жителей деревни без дороги, то вместо платы за проезд стоит как раз ввести налог на всех жителей страны и финансировать дорогу из собранных средств: богатые заплатят в виде налога больше, поэтому по сути произойдет перераспределение средств от богатых к бедным.

Вывод: вероятно, базовую потребность в дорогах все же лучше удовлетворять при помощи налогов, а платные дороги хороши там, где надо решить проблему перегруженности дороги, или там, где есть платежеспособный спрос на дорогу (например, платным зачастую делают проезд по мостам или туннелям и по скоростным дорогам).

1
0
9 февраля
21:12

В написали некие обоснования, которые отвечают на вопрос "для чего" строятся платные дороги.

Порадовало обосновапние-"для регулировки загрузки и ее снижения"-по этой чудо-логике можно сделать платными "всего лишь" все перекрёстки на Ленинском проспекте в Москве-и проблема трафика в городе автоматически решится, ага.

Так вот: Жалко, что они, эти обоснования,  никак не затрагивают вопросы, сопряжённые с основным вопросом.

Например вопросы:

-"какие дороги должны являться платными-вновь построенные концессионерами за свои средства или уже существующие, построенные на те самые налоги ранее? И если один из концессионеров - государство-мы не попадаем в кольцо двойного налогообложения, когда за наши налоги сначала строят эту дорогу, а потом с нас же берут средства за проезд по ней?"

-"кто, как и где видит объёмы вложенных средств в строительство, объём собранных за проезд средств и объём рефинансирования в дорогу?"

-"если платная дорога-объект капиталовложений предпринимателей, то как государство, манипулирующее налогами, обеспечивает альтернативу такой дороге?"

-и, наконец, крайне смешной вопрос-"если бывшая государственная бесплатная дорога вдруг превращается в платную, но по ней и только по ней можно добраться до маленькой деревни(деревень), стоящей на съезде с этой бывшей бесплатной дороги-означает ли это, что поголовно все жители этой деревни(деревень) стали вдруг богатыми и поэтому должны платить за проезд, помимо уплаты тех самых налогов?"

Было бы здорово, если бы вы смогли представить свои ответы и объяснения по этим вопросам.

А то некоторые продвинутые товарищи дают вашу заметку как пруфлинк на обоснование вопросов класса "накуа?"

0
0
август
2015

Теоретически, уплаченные средства идут на поддержание состояния платной дороги. Но мне кажется, что в России это очередной способ отмывания денег, потому что стоимость проезда по российским платным дорогам близка к европейским ценам, но качество этих дорог не идет ни в какое сравнение с европейским!

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта