Перформанс одноразовый, спектакль - повторяется. В спектакле артист играет роль, в перформансе, как правило, является самим собой. В спектакле важно перевоплощение, в перформансе - присутствие. Для исполнителя перформанса характерно безусловное существование "на сцене" - он не придумывает для себя образной системы, является собой, себя воплощает, действует от себя, не исполняя чужую волю, не перевоплощаясь, не произнося чужого текста. Зритель на спектакле наблюдает, созерцает, зритель перформанса ощущает присутствие здесь и сейчас (так называемая, иммерсивность), понимание того, что с тобой в этот момент что-то происходит, ты здесь и сейчас. Четвертой стены в перформансе не может быть в принципе, так как перформанс направлен на зрителя, на его восприятие, и ход перформанса часто зависит от восприятия зрителя и его реакций. Перформанс - это искусство прямого воздействия. Ход перформанса может изменяться спонтанно, ход спектакля - чаще нет.
Всё это - классические определения, очевидные на момент конца XX века. В современном состоянии культуры ощущается возможность слияния, взаимопроникновения перформанса и спектакля, театральной культуры и галерейной. Поэтому обозначенные выше границы, как правило, оказываются размытыми. Например, Марина Абрамович и другие перформансисты изобретают термин "реэнактмент", который предполагает, что перформансы могут повторяться, когда молодой художник реконструирует "классический" перформанс. Спектакли современной режиссуры (например, Дмитрия Волкострелова, Семена Александровского и др.) часто не могут быть однозначно определены как перформансы или как спектакли.
Перформанс не призван "играть" а то чем он закончится и какую "мораль" для себя смогут вынести зрители изначально не предопределено
+в последнее время существует тенденция делать перформансы более яркими, шокирующими, чем театральные представления (хотя это и не правило)