Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему католическая церковь не ведёт активной миссионерской деятельности в России? Из-за некой договорённости с РПЦ?

Прямая линияIvan renard
Алексей Климовский
  · 4,0 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 7 июн 2017  ·
primizkarten

Не исключено.

Можно выделить три этапа в жизни современной Католической Церкви в России: 1991-2003, 2003-2007, 2007-наши дни.

Первый этап (1991-2003). В 1991 году наконец появилась религиозная свобода. После долгих лет Восточной политики Святого Престола и после встреч её архитектора кардинала Казароли с Горбачёвым Папа Иоанн Павел II получил возможность безболезненно для Церкви назначить епископов для католиков СССР. Их было трое: архиепископ Тадеуш Кондрусевич - апостольская администратура Европейской части России, епископ Иосиф Верт, SJ - апостольская администратура Азиатской части России (граница шла по Уралу), архиепископ Ян Павел Ленга, MIC - для Казахстана. Конечно, в советские годы были епископы в странах Балтии, но многие жили под кгб-шным запретом служения из-за "неблагонадёжности"; в конце 1980-х были епископы в Беларуси - тот же Кондрусевич, но это не было полноценным возрождением.

Вот как описывает это сам архиепископ: "Весьма сложная и не до конца ясная, ситуация продолжалась до возрождения св. Иоанном Павлом II структур Католической Церкви в России. Демократические преобразования конца 80-х и начала 90-х годов позволили изменить ее положение к лучшему. После исторической встречи М. Горбачева с Папой Иоанном Павлом II в Ватикане 1 декабря 1989 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом. Этот факт способствовал установлению Апостольских Администратур для католиков латинского обряда Европейской и Азиатской частей России и что произошло в долгожданный фатимский день 13 апреля 1991 г.. Это было поистине провиденциальное решение этого Великого Понтифика, который своевременно прочитал знамения времени и ответил на них. В тот же день он возродил структуры Католической Церкви в Белоруссии, устанавливая Минско-Могилевскую митрополию, а также Апостольскую Администратуру для католиков латинского обряда в Казахстане и Средней Азии.

Признаюсь, мне довелось принимать непосредственное участие в подготовке этих решений Понтифика. Планы готовились в приходском доме прихода Божией Матери Ангельской в г. Гродно. На столе лежала карта СССР и мы с первым представителем Апостольского Престола в Советском Союзе архиепископом Франческо Колосуонно чертили границы будущих епархий в Беларуси и Апостольских Администратур в России.

Очень хорошо помню тот день 13 апреля 1991 г., который в г. Гродно, несмотря на то, что весна еще не вполне вошла в свои права, тем не менее, выдался солнечным и теплым. Это был как будто знак с неба, что фатимское обещание об обращении России осуществляется, и тьма не объяла Божиего света. Он пробился через темные облака атеизма. Чтобы осветлять людей Божией истиной. Скрытая до этого подземная река веры, вырвалась наружу, чтобы поить людей животворящей Божией благодатью.

День 13 апреля 1991 г. стал историческим для Католической Церкви в бывшем СССР. Сегодня мы склоняем головы перед мудростью, мужеством и решительностью св. Иоанна Павла II за его провиденциальные решения, которые дали новые возможности для возрождения и укрепления духовной жизни после трех поколений жестоких гонений. Действительно, “Fortuna variabilis, Deus mirabilis” – «Судьба изменчива, но Бог удивителен», – как говорил живший в XVI-XVII столетиях писатель, ученый и историк Великого Литовского Княжества Симеон Старовольский.

На огромных территориях Европейской и Азиатской частей России в то время действовало лишь около 20 приходов и пастырских пунктов. Было 5 храмов, а число священников вместе с капелланами американского и французского посольств в Москве и капелланами польских строительных фирм составляло 17. Причем два священника были в весьма преклонном возрасте – старше 80 лет.

Количество служащих в России монахинь также было катастрофически малым – около 35. В Марксе, Новосибирске и Томске служили 12 сестёр-евхаристок. В Москве, Новосибирске и Томске служило 23 сестры Матери Терезы. В Прохладном служили приехавшие из Латвии 2 сестры Ордена Бедного Младенца Иисуса.

Думая чисто по-человечески, казалось, что невозможно было даже мечтать о возрождении Католической Церкви в России после того опустошения, которое принесли ей годы гонений. Однако Бог еще раз показал, что умеет писать прямо на извилистых линиях истории и он ставит последнюю точку над «i». Исполняются слова пророка Исайи: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути, говорит Господь”.

Потихоньку регистрировались приходы, стали строиться и ремонтироваться храмы, из-за границы приезжали священники и монахини, организовывалась пастырская деятельность, начали переводиться на русский язык и издаваться богослужебные книги, появились свои медиа и т.д.".

В самом деле, епископы развили бурную деятельность. Все приходы, окормлявшиеся "странствующими" священниками (сегодня в Новосибирске, завтра в Красноярске, послезавтра в Томске или Челябинске, Москве или Перми, Тобольске или Краснодаре. Самый яркий пример такого священника - монс. Иосиф Свидницкий. Вот его воспоминания в формате аудио, а вот текстовые), епископы постарались "закрыть" приехавшими из Европы священниками, но их не хватало. Все 1990-е в Россию ехали священники со всего света, чтобы служить тут Богу и людям. Одним из таких священников был монс. Бернардо Антонини. В своей книге "Почему я люблю Россию" он описал свои впечатления от России и россиян, рассказал о процессе становления Церкви в России, о создании колледжа католической теологии, философии и истории им. св. Фомы Аквинского (имел 3 или 4 филиала в разных городах страны. Существует и сейчас, но уже совсем другой по формату), об учреждении в 1993 году духовной семинарии "Мария - Царица Апостолов", возвращении и восстановлении храмов, помощи Папы. Были открыты "Радио Мария" и газета "Свет Евангелия", несколько издательств. Активно строились церкви, которые быстро наполнялись верующими.

В 2002 году Папа реорганизовал Церковь в России - Апостольские администратуры были разделены на 4 епархии: архиепархия Божией Матери в Москве, епархия св. Климента в Саратове, Преображенская епархия в Новосибирске, епархия св. Иосифа в Иркутске. Соответственно, викарный епископ Клеменс Пиккель стал главой епархии в Саратове, а епископом в Иркутск был назначен епископ Ежи Мазур. Это решение Папы вызвало бурный протест РПЦ, которая посчитала, что на её добро позарились (извините, трудно те истерики называть нейтральными словами). Здесь подробно описываются события 2002 года - документы, воспоминания, заявления. Всё завершилось депортацией нескольких священников и епископа Ежи Мазура - всех под формальными поводами, и просто не пустили в Россию по прилёте в аэропорт. Официально епископ Ежи Мазур стал персоной нон-грата под предлогом некорректной формулировки его титула - в нём была упомянута префектура Карафуто, расположенная на Курильских островах (спорная территория с 1945 года, мирного договора нет до сих пор, т.е. получается, что формально РФ и Япония до сих пор в состоянии войны). В шоке от реакции РПЦ (регулярно получавшей гранты католических благотворительных фондов вроде Renovabis и Kirche in Not) и государства были и верующие, и клир, и Ватикан. Решение было принято простое - сменить Апостольского нунция (посла Святого Престола). Архиепископ Георг Цур 8 октября 2002 года был назначен нунцием в Австрии, на его место в Москву 6 ноября был назначен нунций в Болгарии архиепископ Антонио Меннини. Именно с его именем связывают следующие два этапа.

Второй этап (2003-2007). В задачи Апостольского нунция входит не только дипломатическое представление интересов Святого Престола и персоны Папы Римского, но и, в случае нунция в РФ, отношения с РПЦ, а самое главное - определение кандидатов на епископские кафедры. Архиепископ Меннини взял курс на осторожную дружбу с РПЦ и, как говорят, к тому же стал приучать российских епископов. Вместо епископа Мазура в Иркутск был назначен епископ Кирилл Климович. А в 2007 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич получает назначение на родину - главой Минско-Могилёвской архиепархии (в перспективе мог бы там рассчитывать на кардинальскую шапку, поскольку в Беларуси на тот момент был кардинал - прошедший ГУЛАГ Казимир Свёнтек). Причинами называют некоторую непокорность, а также якобы раздражавшие РПЦ активность и манеру подписываться митрополитом (сущая правда, католический архиепископ Москвы также митрополит, т.е. глава Российской церковной провинции). На место Кондрусевича был назначен о. Паоло Пецци. Итальянец, родом из деревни Русси, бывший редактор "Сибирской католической газеты", бывший генеральный викарий Священнического братства миссионеров св. Карла Борромео, а с 2006 г. - ректор петербургской семинарии. Он практически сразу закрыл газету "Свет Евангелия" (если правильно помню, по финансовым причинам). Несколько лет назад получил российское гражданство.

Третий этап (2007-наши дни). Если про архиепископа Кондрусевича было частенько слышно, теперь католические епископы почти в тени. Этакая внутренняя эмиграция - активность снижена, все силы брошены на окормление существующей паствы. Если крещённый в православии человек хочет стать католиком, ему сначала советуют ещё раз сходить в православный храм и хорошенько подумать. Нет активности, соответственно, снизился потом желающих стать священниками и монахинями. Монашеские конгрегации переживали кризис - к ним не шли новые кандидаты и уходили чуть не толпами монахи и монахини. То, что существует сейчас - это, по меткому выражению одного священника, "слишком мало, чтобы жить, и слишком много, чтобы умереть". Можно сказать, что КЦ в России сейчас в стабильности. Можно сказать - в застое.

Итог. Иногда складывается впечатление, будто ватиканцы твердят "мы лучше знаем, как вам в России жить" и продавливают постоянные прогибы перед "Церковью-сестрой" в надежде что-то получить от неё. Они там на Западе часто верят в некую мифическую Россию с берёзками, колокольным перезвоном, загадочной русской душой, святыми людьми большой веры и поголовным чтением Достоевского с его слезой младенца и если-Бога-нет-то-всё-позволено. Может быть, никаких договорённостей и прогибов нет, а есть хитрая дипломатия. Не знаю. Снизу не видно, что там, в высях. Но застой ощущается. Ну и общецерковный кризис тоже.

Чтобы КЦ стала активно проповедовать и вообще вышла за гетто церковной ограды, нужна простая отвага действовать наперекор обстоятельствам и недовольным коллегам, которые мнят нас конкурентами - как в 1990-е. Ну и прошлые кадровые косяки очевидны. Если бы монс. Иосиф Свидницкий проявил больше терпения к ватиканским примеркам и стал в итоге епископом в Сибири, многое было бы иначе.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm

Иван, мне кажется, что вы разместили ответ не под тем вопросом.