Реально ли Россия сейчас — страна возможностей для малого бизнеса?

3184
1
0
6 августа
13:16
август
2015

Не реально.

Основной бизнес в России - это крупный, со значимой долей государства. Именно его акционеры получают наибольшие дивиденды, а сотрудники - значительные зарплаты и социальный пакет.

Есть несколько барьеров к развитию малого бизнеса в России:

1. Отсутствие стабильных институтов. Владелец небольшой кофейни или магазина крайне уязвим для давления силовых структур и чиновников. Де факто, он бесправен, поэтому ему приходится решать проблемы неинституциональным методом - взятками. Зыбкость институтов можно обернуть и себе в плюс, но это не решает главной проблемы, которую должны решать институты: формирование чувства надежности и уверенности в завтрашнем дне.

2. Отсутствие необходимых практик потребления. В России только-только зарождается чувство ценности чего-то локального и соседского. Это связанно как с молодостью экономики, так и с большими усилиями больших брендов по формированию доверия потребителей. Если у потребителя возникает выбор между тем, довериться ли большому федеральному бренду или местной локальной организации, практически всегда потребитель выберет первое. Правда, по прошествии времени появляются удачные локальные истории: несетевые кафе, крафтовое пиво. Возможно, культура потребления будет формироваться и дальше.

3. Отсутствие привлекательной рентабельности. Доход от малого бизнеса сопоставим с доходом менеджера среднего звена с перспективой карьерного роста в крупной государственной компании. А ответственность несоизмеримо выше.

Чтобы малый бизнес стал привлекателен в России, необходимо его быстро масштабировать и делать средним. Для среднего бизнеса в России действительно есть возможности, поскольку неповоротливые гиганты крупного бизнеса не способны удовлетворять нужды клиентов на том уровне, на котором это может делать средний бизнес с одной стороны, и он может аккумулировать достаточные ресурсы для решения вышестоящих проблем - с другой.

Необходимо сказать, что в Россия - не уникальная страна с точки зрения привлекательности малого бизнеса. Малый бизнес так же плохо развит в США, испытывает значительно большее давление со стороны глобальных брендов и выживает благодаря государственным программам поддержки.

Роман Пустовойтотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
43
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта