Olga Shershitskaya
апрель 2017.
3964

Откуда появились мифы о единорогах?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
2 ответа
Поделиться

Всё началось с того, что за пять веков до Рождества Христова один греческий врач, вернувшись с похода в Индию, привёз оттуда дневник наблюдений. В этих наблюдениях фигурировали слоны, обезьяны, говорящие попугаи, народ одноногих, чьи ступни были такими большими, что использовались как зонтики, и — единорог. Единорог описывался как обычный дикий козёл с одним рогом, коротким хвостом, красно-рыжей шерстью и полной непригодностью в хозяйстве — но испив из его рога, можно было излечиться от всех болезней.

Поскольку это было первое описание Индии в западной цивилизации, и дорога до неё в одну сторону занимала, по самым смелым прикидкам, года два или с половиной, думаю, можно простить доброму служителю Асклепия его невинные перегибы. Индия была для западной ойкумены чем-то, что очень далеко, и где всё непонятно (то есть, примерно тем же, что и сейчас). Скорее всего, животное было описано по фреске или рисунку изображенной в профиль антилопы, но концов уже не найти. Когда же запись о единорогах была скопирована Аристотелем, единорог прочно укрепился в античном бестиарии, и досидел в неизменённом виде до самого Средневековья, вместе с мантикорами, великанами, циклопами и пр.

А в Средневековье случилось нечто довольно любопытное.

Отношение греков к богам, духам, демонам и чудесным животным было, вообще говоря, насквозь натуралистичным. Это были времена досократовского мышления, в котором дух и тело никак особо не разделялись, отдельный мир идей пока что сильно не фигурировал, и потому то, что где-то в Индии есть козёл с панацейственным монорогом, не предполагало ну ни малейшей символической составляющей. Он был просто природой, а природа бывает странной.

Средневековье работало иначе: символическим было всё. Легенды ходили в самых разных вариациях, где единороги оказывались то умными, то глупыми, то встречающимися повсеместно, то практически невидимыми, то пугливыми и беззащитными, то способными без особенных усилий пустить королевских охотников на канапе. Относительно неизменным во всех этих легендах оставалось только то, что только невинной девушке он может позволить подойти к себе и дать к себе прикоснуться.

Вопрос, разумеется, в том, откуда взялась эта константа, и почему она возникла именно в отношении единорога.

Единорогов отличает две вещи. Это одно из немногих мифических существ, изображения и описания которого появились задолго до его собственного мифа. И это одно из немногих мифических существ, никак не связанных с человеческими страхами. Им не пугают. Единорог, вобравший в себя черты лесного оленя, даже в своих наиболее свирепых и неудержимых ипостасях, даже способный отбиться и от охотника, и ото льва, всё равно боится нас много больше, чем мы его. Интересное об истории Чем занимались в свободное время обычные люди без смартфонов?Что приблизительно могло ожидать Россию, если бы Александр не отменил крепостное право?Как можно учить историю, когда заранее знаешь, что факты могут быть поддельными?Узнать больше фактов

Он не боится только полной, искренней, молодой набожности. Он не впадает перед ней в паралич или временное отупение; скорее, он доверяет ей, и, возможно, только в её присутствии единорог может отложить свою животную природу — и проявить природу божественную. Он признаёт главенство её спокойствия и смирения над своими силой, проворностью и ничем не ограниченной лесной свободой.

Конечно, это победа духа над телом. И что еще интереснее — чужого духа. Но легенда идёт и дальше.

Под влиянием этой константы, она в конце концов обрела устойчивое продолжение: в этой, к настоящему моменту главной и каноничной её версии, охотники обманом используют невинную девушку в качестве ловушки, единорога ловят и убивают его ради рога.

Почему же легенду потребовалось дополнить?

Раннее христианство установило мысль, что если люди сами занимаются собственным спасением, то души животных спасаются через нас. Именно поэтому они — братья меньшие. Домашний скот спасается просто потому, что рождается и умирает под человеком — но что насчёт остальных, диких, но внутренне всё равно невинных? Спасутся ли лошади и олени?

Просто природе тоже потребовался свой Христос: мученик, чья божественная природа заключена в дикую, живую, чувствующую плоть. И как Христос был распят за наши грехи, так и единорог погиб за всю нечеловеческую природу, став мучеником через невинность той, которой он позволил себе довериться.

Так единорог стал чем-то большим, чем просто очень редкой волшебной лошадью — он стал Воплощением, аллегорией Христа, и в таком виде просуществовал почти всё позднее Средневековье.

Но Средневековье тоже прошло. В Возрождение единорога вернули в секулярное русло, сделали его символом верности в браке, благородства и аптечного дела. Дебаты насчёт его существования в том или ином виде продолжались примерно до семнадцатого столетия, и к настоящему моменту единорог может означать, в общем-то, всё, что угодно.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Немного дополню верхний ответ.

Есть такая животина нарвал. И живет она почти повсеместно вокруг Северного Полюса, но встречается довольно редко, выглядит странно и, что особо важно, иногда доплывает до Нидерландов и Британии. У этого нарвала есть длинный закрученый бивень, который удивительно похож на рог единорога.

А скелет выглядит так:

Вполне возможна ситуация, когда средневековый крестьянин, увидев на берегу истлевшую или растерзанную собаками и волками тушу нарвала, бежал домой за топором, отрубал кое-как бивень и продавал или отдавал своему охочему до диковинок феодалу. А тот, в свою очередь, хвастался коллегам, что у него есть рог единорога.

Кроме того, в Средние Века популяция нарвалов была ощутимо больше, и добыть их скандинавским рыбакам особого труда не составляло, потому те приторговывали "рогами единорогов", делая вклад в популяризацию мифа.

Ответить