Почему старая православная церковь в Сараево XV века внешне похожа на синагогу, а внутренне — на мечеть с отгородкой для женщин?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Изображённая на фото Церковь святых архангелов Михаила и Гавриила в Сараево, в общем-то, внешне не очень похожа на синагогу: по сути, это обычное прямоугольное здание с колокольней. Такой стиль, в частности, квадратные колокольни, достаточно типичен для православной архитектуры центральной части Балкан. Если сравнивать, например, с Сараевской ашкеназской синагогой, наиболее известной синагогой в Сараево, то параллелей не так уж много: panoramio.com

В целом, на архитектурный стиль старых построек в Сараево оказала определённое влияние ближневосточная архитектура, поскольку сам город был основан в XV веке турками, которым на тот момент принадлежала данная территория, и вплоть до 1878 года город находился под властью Османской империи. Так что не стоит удивляться, что ближневосточная культура оказала на внешний вид Сараево заметное влияние. На местные синагоги исламская архитектура также оказывала влияние, возможно, этим вызвано некоторое сходство, которое Вы подметили.

Кроме того, специфика внешнего вида религиозных сооружений в Сараево в период османского влияния обуславливалась тем, что турецкие правила разрешали строительство только достаточно скромных религиозных сооружений для не-мусульман. Как церкви, так и синагоги, построенные во времена Османской империи, должны были быть скромными и неприметными и не должны были тягаться в размерах и красоте внешнего вида с мечетями.

Что же касается внутренних правил поведения в церкви, то стоит иметь в виду, что правила поведения в православных храмах могут разниться в зависимости от региона. В данном случае, по указанной выше причине, вполне могло иметь место влияние ислама.

8
-2

Детали и конкретный век имеют значение!

1). Колокольня к старой православной церкви в Сараево была пристроена в 18 (!) веке.

2). Сараевская ашкеназская синагога начала строиться только в конце 19 (!) века, т.е. между этими зданиями пропасть более чем в 400 лет.

3). Мехмед II после завоевания Константинополя в 1453 г. был веротерпим к различным христианским конфессиям даже больше, чем Византийская империя.

Еще раз отмечу, что абсолютно ключевым в моем вопросе является время появления старой православной церкви в Сараево - это 15 век!

0
Ответить

Во-первых, прошу меня извинить: я не заметил, что Вы сами же задали вопрос, на который сами себе отвечаете. Обычно я в такие интимные беседы предпочитаю не вмешиваться.

Во-вторых, Вы, пожалуйста, разберитесь с Вашими аргументами, а то Вы сами себя запутываете. Если в Вашем пункте (1) Вы пишите, что "колокольня к старой православной церкви в Сараево была пристроена в 18 (!) веке", а в пункте (2) что "Сараевская ашкеназская синагога начала строиться только в конце 19 (!) века", то из этого никак не следует, что "между этими зданиями пропасть более чем в 400 лет". Допускаю, что Вы просто хотели написать о том, что рассматриваемая церковь была построена в XV веке, а синагога - в XIX - начале XX, т.е. их разделяет примерно 400 лет. Тогда это действительно так, но в данном случае временной разрыв не имеет принципиального значения. Да, во время строительства указанной синагоги город принадлежал уже Австро-Венгрии, но культурное влияние Османской империи за пару десятилетий между 1878 годом и началом строительства синагоги никуда не исчезло. Оно было в XV веке, сохранялось и в начале XX. Речь в данном случае идёт об общих тенденциях.

Конечно, отвечать было бы проще, если бы Вы потрудились сразу написать, какую конкретно синагогу Вам напомнила рассматриваемая церковь, но Вы этого не сделали, поэтому я просто выбрал в качестве примера наиболее известную синагогу в Сараево.

В-третьих, Вы, вероятно, смутно представляете себе, что такое веротерпимость по меркам XV века. Мехмед II, действительно, считался веротерпимым правителем, но эта терпимость выражалась, собственно, в том, что он, например, не устраивал гонений на христиан или, скажем, массовых расправ по религиозному признаку, в целом, предпочитал дружить с христианскими духовными лидерами. Действительно, очень прогрессивно, особенно по сравнению с отношением к иноверцам типичных христианских правителей того же времени.

Однако всё это отнюдь не означало равенства религий в империи. В частности, веротерпимость Мехмеда II отнюдь не помешала ему в 1453 году отнять главный византийский храм - Софийский собор - у христиан и переделать его в мечеть (и это, кстати, был отнюдь не единичный случай). Что возвращает нас к моему тезису: самые заметные, значительные, эстетически значимые религиозные сооружения быть христианскими или иудейскими в Османской империи не могли, они должны были служить представителям основной государственной религии.

На этом желаю Вам успехов в Вашем изучении истории. Всего доброго.

+1
Ответить
Прокомментировать

Дело не в том, разошлись или не разошлись религии. Конечно же они разошлись, Иисус был распят, хотя и Он и распинавшие принадлежали авраамической религии.

Дело в том, что храмы часто строятся не как нечто, что должно поражать архитектурой, а по прямому изначальному предназначению -- место собрания людей.

Синагога -- это не храм, Храм у иудеев один (сейчас его нет). Синагоги, это место собрания людей. Буквально по гречески "собрание", на иврите "дом собрания", на идиш "школа". Собрание для молитвы, школа потому, что изучают Тору. Да, молитва это тоже богослужение, то есть идет богослужение, но жертва приносится только в Храме. Четырехугольное пространство синагог в своей простоте и общности повторяет устройство Храма описанное в Торе.

Христианские храмы -- это одновременно и наследники Храма, в церквях приносится бескровная жертва, и наследники синагог -- это тоже место собрания людей для молитв и изучения Библии. Архитектурно это изначально повторение римских базилик, четырехугольное пространство, базилики в Риме были местом собрания людей для судов, торговли, заключения договоров, люди просто прятались там от дождя.

Мечети -- "место поклонения" -- тоже место для молитвы, для собрания людей, для изучения Корана.

Да, в синагогах и в мечетях для женщин отделяется помещение, просто перегородкой, отдельным входом. Так был устроен и Иерусалимский храм -- отдельный двор для женщин. А базилики и христианские церкви не имели отдельных помещений для женщин. Женщины и мужчины вместе. Но, для того, чтобы не отвлекаться во время молитвы, иногда (не везде, не всегда) было принято, чтобы женщины и мужчины стояли по разным сторонам помещения.

5
-3
Прокомментировать
Ответить