Почему старая православная церковь в Сараево XV века внешне похожа на синагогу, а внутренне — на мечеть с отгородкой для женщин?

798
2
0
5 августа
08:27
август
2015

Изображённая на фото Церковь святых архангелов Михаила и Гавриила в Сараево, в общем-то, внешне не очень похожа на синагогу: по сути, это обычное прямоугольное здание с колокольней. Такой стиль, в частности, квадратные колокольни, достаточно типичен для православной архитектуры центральной части Балкан. Если сравнивать, например, с Сараевской ашкеназской синагогой, наиболее известной синагогой в Сараево, то параллелей не так уж много: panoramio.com

В целом, на архитектурный стиль старых построек в Сараево оказала определённое влияние ближневосточная архитектура, поскольку сам город был основан в XV веке турками, которым на тот момент принадлежала данная территория, и вплоть до 1878 года город находился под властью Османской империи. Так что не стоит удивляться, что ближневосточная культура оказала на внешний вид Сараево заметное влияние. На местные синагоги исламская архитектура также оказывала влияние, возможно, этим вызвано некоторое сходство, которое Вы подметили.

Кроме того, специфика внешнего вида религиозных сооружений в Сараево в период османского влияния обуславливалась тем, что турецкие правила разрешали строительство только достаточно скромных религиозных сооружений для не-мусульман. Как церкви, так и синагоги, построенные во времена Османской империи, должны были быть скромными и неприметными и не должны были тягаться в размерах и красоте внешнего вида с мечетями.

Что же касается внутренних правил поведения в церкви, то стоит иметь в виду, что правила поведения в православных храмах могут разниться в зависимости от региона. В данном случае, по указанной выше причине, вполне могло иметь место влияние ислама.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
2
август
2015

Дело не в том, разошлись или не разошлись религии. Конечно же они разошлись, Иисус был распят, хотя и Он и распинавшие принадлежали авраамической религии.

Дело в том, что храмы часто строятся не как нечто, что должно поражать архитектурой, а по прямому изначальному предназначению -- место собрания людей.

Синагога -- это не храм, Храм у иудеев один (сейчас его нет). Синагоги, это место собрания людей. Буквально по гречески "собрание", на иврите "дом собрания", на идиш "школа". Собрание для молитвы, школа потому, что изучают Тору. Да, молитва это тоже богослужение, то есть идет богослужение, но жертва приносится только в Храме. Четырехугольное пространство синагог в своей простоте и общности повторяет устройство Храма описанное в Торе.

Христианские храмы -- это одновременно и наследники Храма, в церквях приносится бескровная жертва, и наследники синагог -- это тоже место собрания людей для молитв и изучения Библии. Архитектурно это изначально повторение римских базилик, четырехугольное пространство, базилики в Риме были местом собрания людей для судов, торговли, заключения договоров, люди просто прятались там от дождя.

Мечети -- "место поклонения" -- тоже место для молитвы, для собрания людей, для изучения Корана.

Да, в синагогах и в мечетях для женщин отделяется помещение, просто перегородкой, отдельным входом. Так был устроен и Иерусалимский храм -- отдельный двор для женщин. А базилики и христианские церкви не имели отдельных помещений для женщин. Женщины и мужчины вместе. Но, для того, чтобы не отвлекаться во время молитвы, иногда (не везде, не всегда) было принято, чтобы женщины и мужчины стояли по разным сторонам помещения.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта