The Question
май 2017.
58346

Что «Дело Серебренникова» значит для всех нас?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
32
14 ответов
Поделиться

Я возмущен, обескуражен, раздавлен и не знаю, как быть дальше и чего впредь ждать. Все, что я сейчас скажу – чистой воды поток сознания. Он обременен только тревогой, внутри которой рождаются, как догадки или прозрения, некоторые смутные тени мыслей о том, куда мы движемся, чем это все может закончиться и каковы причины происходящего. Итак, по факту и сути того, что случилось со всеми нами утром 23 мая.

Во-первых. Это если сохранять ироническое отношение к самой форме события. По-моему, это некоторое состязание с Кириллом Серебренниковым в режиссуре, потому что устроить «маcки-шоу», как они сами это именуют, ворвавшись с утра в его жилище — это невероятный спектакль. Хотя Кирилл и говорил в коротком видео, что «все было корректно и деликатно»; хотя, никто, похоже, резких движений не делал и резких слов, наверное, не произносил, но культурная общественность, ей-богу, не знаю, как еще назвать московское сообщество думающих людей, полагающих, что они свободны, наверняка, рассматривает это, как жутковатый и отвратительно бездарный спектакль власти. Следственный комитет не разглашает причин или очень скупо выдавливает из себя какие-то резоны, хотя та же самая испуганная общественность, ожидающая каких бы то ни было слов, заслужила этого – получить вменяемый и ясный ответ относительно того, что инкриминируют человеку.

Пока есть только слепые догадки, все разводят руками. Это их стиль воздействия: слишком много тайн, слишком много неясностей, слишком много страху и сопутствующих товаров. Эти люди не умеют разговаривать с людьми, но так нельзя, необходим хоть какой-то диалог. Я почти уверен, что тут нет никакой другой причины, кроме как спецэффект: вспышка справа — испугались — сейчас будет вспышка слева. Для меня совершенно очевидно, что дело не в деньгах. Какие могут быть деньги у режиссера-постановщика, у художественного руководителя театра? Государство продолжает завинчивать гайки и никто не знает, к чему это все приведет. А если эти гайки сорвет? Кто будет отвечать за тот хаос, который грядет? Серебренников – это разве преступник, к которому нужно ввалиться в квартиру с утра пораньше, будто он сейчас юркнет в окно, как Подколесин, и будет таков? А не пробовали повестку вежливо принести, чтоб явился для дачи показаний как свидетель по делу? Нет! Нужно же со спецэффектом, притом обязательно, чтобы все расслышали этот шум. 

Серебренников — модернист, он современный человек, организующий пространство, он поменял этот замшелый театр, в одночасье превратив его в актуальную площадку для творчества. Я бы никого не хотел обидеть из режиссеров или театральных актеров, которые тоже претерпели много, когда поменялся их руководитель; думаю, знаю, им тоже досталось. По-человечески я их понимаю, но Серебренников преобразил это пространство, он сделал его востребованным, современным. Я не знаю людей, которые раньше ходили бы в этот театр посмотреть свежую мысль или неожиданную постановку. Наверное, были адепты этого театра и его репертуара, но с приходом Серебренникова в этом месте зажглось новое, свежее дыхание, это было очевидно для всей Москвы. Для архаического сознания, для традиционалистов, коими огромная часть страны является, конечно, это что-то из ряда вон выходящее и безусловно раздражает. Люди, которые привыкли наблюдать русский психологический театр, наверное, были возмущены, но мне кажется, что работа Серебренникова — это перспектива, это движение вперед. Ведь это же просто необходимая работа — осваивать новый язык, новые территории, рисковать, чтобы отыскать новые земли. 

Во-вторых. И это уже о причинах, вызвавших эту впечатляющую постановку. То, что происходит в последние дни — это совершенно очевидный политический жест устрашения. Кирилл был и остается активен по части своей гражданской позиции, своими спектаклями и многими высказываниями он подчеркивал свою приверженность либеральной мысли. Он всегда ярко выступал. Я думаю, что это удар по свободной мысли во всех направлениях — от политической мысли до актуальной мысли в области искусства. Я, наверное, буду тридцатый или пятидесятый, кто скажет о бесспорном таланте Кирилла, и он действительно является визитной карточкой российской театральной и кинематографической жизни. Ку-ку, министр культуры, отзовитесь, вы где?! Выдающегося деятеля российской культуры, как нашкодившего преступника образцово-показательно отвозят в следственные апартаменты и держат там без адвокатской поддержки часами, и вы молчите?! Это же ваш цех, ваш департамент, ваши лучшие представители. И вы не намерены вступиться за подопечного, просто сказать какие-то добрые слова в пользу режиссера государственного театра?! Как вы понимаете, вопросы эти риторические, потому что, если власти нужно произвести эффект, все ее бойцы едины во мнении, потому что главное, чего они хотят добиться таким-то вот образом – это задавить свободную мысль, и это совершенно очевидно. Не знаю, как вам, а мне ни один Следственный комитет не докажет обратное. Они могут сколь угодно терпеливо и корректно плести свои басни, я больше не поверю ни одному их слову. Всем ясно, что король гол, но поймать его на этом трудно, если вообще возможно, и никакой дитя из толпы не крикнет: «А король-то голый!», потому что этот король – бронированный крейсер, который давит все живое подряд, и этот бесчеловечный молох не остановить. Он, словно «Аврора», стоял себе с грозным видом на приколе, и вот, заскорузлый, проржавевший вдруг завелся и ну, давай ворочать сторожевыми башнями. Ему осталось только бабахнуть своим зарядом по всей культуре, смахнуть с вражеской палубы и капитанов, и боцманов, и всю остальную команду с юнгами заодно.  

И еще один пункт. Этот уж совершенно экзотический и невероятно наш, расейский пункт. Про кликуш, и про православного активиста Энтео. Тоже, кстати, в театральном мире весьма заметная фигура. Скажите, может ли кто из нас похвастать тем, что уже выступал на сцене МХАТа? Так вот, Энтео с полным правом может это о себе сказать. Что такое Энтео? Это мое совершенно субьективное мнение, оговорюсь сразу, но предупреждаю читателя, что выскажусь очень резко. Проходимец, каких за ухо и в приличное общество не пущать. Настоящий пакостник, готовый в лицо нежным барышням плескать зеленым ядом своей ненависти. Карьерист, использующий имя Божье во славу своих бесславных дел. Все эти определения я бы с огромным удовольствием произнес ему в лицо, и с полной уверенностью, что говорю правду. Однако в последнее время я остыл, размышляя о нем, и даже проникся к нему сочувствием, потому что, похоже, сам он не ведает, чему служит. Есть такой человеческий тип, который с чистым сердцем может свято поверить в какую-нибудь химеру; фанатик, полный сил, готовый быть в воинстве последним рядовым. Так вот, возможно, это тот самый несчастный, который верит, что творит благое дело. Почему я вспомнил о нем. Я увидел короткое видео, где он горячо спорит (а уж если говорить по совести, не дает и слова сказать) с молодым актером «Гоголь-центра» Кукушкиным. В этом «диалоге» посреди прочего звучат такие примерно слова: «Кем вам приходится Серебренников?» «Это мой Мастер», – говорит Кукушкин. Не зная театральной терминологии, Энтео утверждает: «Ваш господин». И все потому что такие ребята без господ не обходятся. Они и представить себе не могут, как можно действовать по своему произволению, согласуясь только со своей совестью. Говорю это, потому что доподлинно знаю предмет своего утверждения. И что бы не болтали эти маргиналы, инициирующие или поддерживающие своим кряканьем подобные инсценировки власти, кого бы они не ставили во главу своих деяний, а Энтео всегда ссылается на Бога (ни много, ни мало, на самого Господа Бога), этот меченосец божьего воинства, этот ангел истребления на самом-то деле обслуживает офис РПЦ. Не так давно по воле случая я оказался с ним в одном пространстве и задал ему прямой и единственный вопрос. Я спросил: «А вот, скажи, как пред Богом, скажи правду». Возможно, призыв этот заставил это чистое сердце взять, да и ответить мне правду. «Скажи, вы сами сочиняете эти ваши акции, перформансы, дерзкие вылазки и пр., или вас кто-то постарше званием курирует? Вы – самостоятельны или у вас есть начальство?» Как честный человек он ответил мне: «Да, конечно, мы согласовываем наши акции с православными кураторами». Эта часть моего выступления вышла длинной, но я не могу не закончить следующим пассажем. Бедное сердце, вместо Бога, он выбрал своим господином попа в рясе. И если стоит он во дворе «Гоголь-центра» словно воин света, с плакатом, призывающим наказать коррупционера, отчего же его никто не видел в Плесе под зеленым высоким забором с таким же плакатом? Да потому что их всех – и попов в рясах, и Энтео, и следователей по делам коррупции не интересует коррупция, их интересует – наша свобода. Вот за каким чертом они все сюда пришли.

Нетто. Брутто. Итого. Ребята, власть, слышащая ее часть, остановитесь, не творите это безумие, перестаньте пугать приличных людей мундирами, погонами, активистами и сапожищами. Хватит уже слушать маргинальную часть общества, идти по чужим лживым наветам по дворам и стучать по утрам в двери. И сегодня, и всегда ваша задача в создании равновесия между всеми частями общества. И кто, как не культура, в состоянии этому равновесию способствовать?

271
Комментарий удален модератором

Очень интересно слышать всё это именно от Звягинцева. Хочется спросить его: а вы-то сами выбираете свои сценарии? Или всё-таки согласуете их с продюсерами и кураторами? Как бы не пришлось вам ответить, что согласуете, превращая вполне жизненные истории в агитки, военную пропаганду, где всё — каждый герой, каждая сцена, каждый поворот сюжета может быть только с одним знаком, знаком минус. Хочется спросить вас: а вы-то не променяли Божий дар, ваш талант — который у вас, безусловно, есть — на карьеру, на деньги и премии, создавая востребованный сегодня русофобский товар? Не выбрали вместо Бога своим господином продюсера? Не внесли, наконец, свою, художественную лепту в творящееся у нас мракобесие, смакуя его в своих картинах, намеренно делая его неотвратимым, бессмысленным — и даже жертв рисуя подонками и предателями? Или же вы всё же, как и Энтео — тот несчастный, который уверен, который делает благое дело?

-35
Ответить
Комментарий удален модератором
Ещё 12 комментариев

Сильные слова. 

+9
Ответить

Гриша, а что на, как его называет сам Звягинцев, фильм 'Левиафан' есть обзор? Надо глянуть. 

Вообще-то у Звягинцева есть репутация, проблема в том, что она как у Бондарчука с Михалковым, вне тусовки таких же 'творцов' сугубо отрицательная.

Понятно почему его 'ажтрисёт' - халтурщик да прикроет халтурщика.

-31
Ответить

Сумасшествие в комментариях.

+25
Ответить

Костя, ага, глянь

-1
Ответить
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором

А вот не менее великий режиссёр Меньшов (помните его гениальные ширли-мырли?), чья супруга, не менее гениальная актриса, всколыхнувшая дискуссию "алентовская это грудь или не алентовская", не утихающую 10 лет, прошедших после выхода гениального фильма, в котором оная грудь демонстрировалась, и чья дочка (тоже гениальная, в родителей пошла, создала гениальный образ в незабвенных "мужиках сво" и гениально интервьюирует где-то там на пропагандистском канале, славящем Величие России) – так вот, этот достойный, прямо скажем, выдающийся русофил мсье Меньшов возмущён возмущением театральной общественности (да и то, как-то раболепно сия общественность возмущена) историей с совершенно не гениальным, и не русофилом, а просто мастером своего дела, интересным режиссёром Кириллом Серебренниковым. Пересмотрите его "Юрьев День", его "Ученика". Увы, это — о России.

-5
Ответить

Интересная ситуация. Патовая.  Я понятия не имею, что там произошло с Серебренниковым и вполне допускаю, что силовики (и те, кто за ними стоит) в этом деле выглядят не лучшим образом. Но вот  незадача - наши творцы умудрились так осточертеть массовому зрителю своей гражданской позицией, что он, не вдаваясь, кто там какое пространство преобразил, какое свежее дыхание вдохнул,  только злорадно потирает руки, когда очередного режиссера-постановщика начинают прессовать.  Но творческую элиту почему-то мало заботит тот факт, что народ считает их чуть ли не врагами, их гораздо больше беспокоит, что власть закручивает гайки.  Они замечают только противостояние с властью и вовсе не придают значения противостоянию с народом. Может, в этом и кроется причина неприязни? Творцам наплевать на народ, проще высокомерно считать, что его большую часть составляют маргиналы. А народ вообще не хочет вникать в их творчество, в свою очередь заявляя, что в сортах говна не разбирается.  Лично для меня, как для человека, имеющего отношение к кино, все это гораздо тревожнее, чем то, что власть закручивает гайки.  В советское время эти гайки были затянуты до предела, а народ жадно ловил любые посылы, самые иносказательные от постановщиков, являющихся для того времени модернистами  и новаторами. Зритель доверял творцам, он им жадно внимал, даже если не всегда мог соответствовать их уровню.  Утрата этого симбиоза - это конец всему, особенно, когда речь идет о кино и театре. И тут уже абсолютно неважно, насколько туго власть закрутит гайки.  Потерявши голову, по волосам не плачут.

+9
Ответить

Эк тебя корежит, твАрец! Чуешь что и с тебя однажды спросят? Истерику закатил.

-3
Ответить

А что, если на слуху, то не замай? Назвать Серебренникова режиссёром, язык не повернётся. Ну считают ОНИ его своим. И что? Маски шоу-да. А что, не знали? Серебреннекову надо поставить памятник. как Герцену.  Разбередил цех работников ПОПарта! А оказалось, что это вонючие болото. Ща декабристы попрут.

+1
Ответить

У Серебренникова не было четкой " оппозиционной позиции", он бабосы получал от власти. Зачем Серебренников создавал 150 ( без преувеличения цифра) фирм однодневок? Это же все будет показано на суде. То, что Серебренников купил квартиру в Берлине и не может сказать на какие деньги, о многом говорит.

0
Ответить
Прокомментировать

То, что вы больше не сможете сказать: "Я не Сенцов."

Придут за каждым. Ну а пока, для успокоения, можете себе говорить: "Я ведь не Серебренников." Ну или кто там будет следующий.

Деньги кстати все от государства получали. На садик, на школу, на лечение, на ВУЗ, на социалку, ...

23

Ещё один слив. 

Понятно же, что хищения - это плохо. 

Но если похищает Серебренников, то власть проводит репрессии, а не расследует дело.

Но в одном Вы правы, за всеми придут и спекулятивные сравнения с Гитлером 'говну нации' не помогут.

-3
Ответить

Бывший бухгалтер театральной труппы “Седьмая студия” Нина Масляева признала вину по делу о хищении госсредств, сообщает РИА Новости.

Адвокат Масляевой Павел Тепухин отметил, что обвинение ей еще не предъявлено. При этом он подтвердил, что следствие выясняет обстоятельства хищения в общей сложности 200 миллионов рублей.

Нина Масляева и экс-гендиректор компании Юрий Итин подозреваются в одном эпизоде мошенничества, совершенном в 2014 году. Из постановления суда следует, что компания “Седьмая студия” получила финансирование из бюджета на сумму в 66,5 миллиона рублей.

Как полагает следствие, Масляева и Итин вступили в преступный сговор и похитили часть выделенных денег - 1,286 миллиона рублей, сфальсифицировав документы на оказание услуг.

Ранее суд продлил на 72 часа срок задержания Масляевой для сбора дополнительных документов, необходимых для обоснования содержания подозреваемой под стражей.

+2
Ответить

Вы застряли в прошлом веке.

-3
Ответить
Ещё 11 комментариев

Сколько денег вы получили от государства "на садик", о счастливчик? 

0
Ответить

Константин, пока приходят за деятелями культуры и куда более массово за мелкими и средними предпринимателями. Ни за Тимченко, ни за Ротенбергами, ни за Сечиным/Миллером/Рогозиным что-то пока не приходят. Занятно, не правда ли?

+2
Ответить

Илья, блин. И снова здравствуйте).

У меня вот вопрос. 26 марта. Митинг против коррупции же был? Серебренников и Ко подозреваются(!) в мошенничестве и присвоении государственных денег, но судя по возгласам со стороны "белоленточников" - деятелей культуры это не касается. Так получается??? Или же стоит радоваться, что Фемида обратила свой взор на возможных казнокрадов??? 

+2
Ответить

Эдуард, избирательность правосудия - мерзейшая форма произвола. (с) Монтескье

Фемида почему-то исключительно слепа к генподрядчикам стадиона "Зенит" (строительство которого находилось по заявлениям пресслужбы Президента на личном контроле Первого Лица), к тем, кто уничтожает исторические памятники в Москве, к тем, кто закупает серебрянные икорницы по цене в 20 раз дороже рынка.. а на Серебряникова глаза открылись настолько, что устроили показательные (и не слишком законные) ночно-утренние обыски, задержания актеров и давление на задержанных. 

+2
Ответить

Илья, отставь в сторону либеральные агитки и не переключайся с темы данного (!) вопроса. Если(!) г-н Серебренников и еже с ними мошенники и воры, то деяния совершаемые в их сторону - это хорошо или плохо? 

Приведенные выше слова Монтескье - это как раз то, о чем я и говорю. 

Если в корзине с яблоками есть несколько гнилых, то не надо выбирать самое большое гнилое яблоко, а то, которое попалось под руку и выбрасывать их. Вы же предлагаете копаться в корзине и искать именно самые большие, а мелкие, пока ты копаешься, пусть гниют дальше. Но нет! Не должно быть избирательности! Если гнилое - в сторону его и нечего смотреть на размер.

>>>а на Серебряникова глаза открылись 

Дело заведено в 2015-м и Серебренников только как свидетель.

>>>показательные (и не слишком законные) ночно-утренние обыски

Если не было постановления суда, то да, незаконные. Или были? 

>>>кто уничтожает исторические памятники в Москве

Прескорбно, согласен, но к вопросу отношения не имеет.

>>>кто закупает серебрянные икорницы по цене в 20 раз дороже рынка

За свои деньги хоть в 100, а если за государственные, то отчитайся и обоснуй покупку. Да, выглядит не очень, но к вопросу опять отношения не имеет.

П.С. Я бы тоже хотел, что бы история с "Зенитом" закончилась "посадками" не чистых на руку элементов но к Серебренникову это опять не имеет никакого отношения.

+1
Ответить

Избирательность заключается не в том, что они не начинают с самого большого яблока, а в том, что некоторые (в том числе самые большие и ядовитые) как раз вообще принципиально не замечаются. 

Но если сфокусироваться на одном конкретном эпизоде и отгородиться от фона и контекста, то да, все выглядит логично и правильно. В этом и есть мерзость этого произвола. 

0
Ответить

Сажают проворовавшегося гражданина - и это объявляется произволом. Мерзким, о чем вещают люди, требовавшие борьбы с воровством и коррупцией. 

У меня одного ощущение что что-то здесь не так? 

+1
Ответить

Азамат, произвол не в том, что сажают проворовавшегося гражданина (внимательно прочитайте цитату Монтескье), а в том, что одного проворовавшегося гражданина сажают, а многих других, проворовавшихся гораздо крупнее, гораздо явственнее и о воровстве которых, что называется, знают даже дети, пальцем не трогают. 

Вы этого или не понимаете, или я уж не знаю, как это называть. 

0
Ответить

То есть произвол в том, что государство посадило только одного вора, а не всех сразу? Или в том что сажает не в том порядке? 

+1
Ответить

В том, что есть ряд воров, которых демонстративно и нарочито не трогают и которые продолжают воровать куда больше, даже когда их воровство становится очевидным и публикуются прямые факты этого воровства. 
Но да, я бы предпочел, чтобы и начали тоже с них. 

0
Ответить

Так речь вроде не об этих ворах, а о задержании Серебренникова! вора взяли - это плохо? 

Вы напоминаете старый советский анекдот о том что "А у вас негров линчуют!" 

P.S. И вы же понимаете что будет дальше? Серебреникову выпишут домашний арест, и будет он сидеть под ним, а потом присудят ему срок, зачтут домашний арест, когда он валялся на диване, за отбытый срок, и отпустят в зале суда.  Как с Васильевой? 

Это вам кажется справедливым? Против такого хода дела вы возражаете? Что реальное заключение подменятся домашним арестом? И разве вам не очевидно что именно поэтому его и задержали - ну все, очевидно, надо сажать, но как же его в тюрьму швырнешь, он же "художник" и вообще "приличный человек" :) 

+1
Ответить
Прокомментировать

"С кем вы деятели культуры?"

и

"книгу не читал , но осуждаю..."

Тут видимо или конфирмация или эмиграция.Ничем хорошим всё это не грозит это уж точно.Дело Мейерхольда и Михоэлся , конечно не повторится, но запугивать современные опричники не перестанут и будут подавлять любоё свободомыслие.

Alex Wächterman🎗️отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
14

Артём, спасибо за хронологию событий!!!

-1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 11 ответов
Ответить