Eric Alexandrovich
май 2017.
5527

Какие самые хитрые манипуляции сознанием человека или сознанием группы людей вы знаете?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
  1. Манипуляции личным пространством. Когда Вы сидите за столом с собеседником, и на столе есть какие-либо предметы, можете опробовать.

Принцип таков: личные границы за столом подсознательно определяются по положению предметов на нем. К примеру, если у вас с собеседником по середине стола стоит бутылка, то именно она "делит" границы. Если незаметно подвинуть ее ближе к собеседнику, можно ограничить его зону, тем самым вызвать легкое чувство тревоги. Сам собеседник даже не поймет, что произошло.

  1. Техника трех "Да". Используется в рекламе и в ораторстве.

Принцип простой: сначала выдвигаете тезисы, с которыми трудно не согласиться, а дальше выдаете спорные утверждения за правдивые, а слушатели по инерции соглашаются. Можно наблюдать в рекламе по телевизору, которая с самого начала пытается задать риторический вопрос вроде "Ищите новый смартфон?" или "Хотите сократить расходы на логистику?".

  1. Иллюзия выбора. Это когда вместо того, чтобы дать собеседнику (обычно клиенту) возможность отказаться от предложения, Вы даете только два варианта на выбор, причем оба выгодные для вас. Рассчет на то, что собеседник не заметит подвоха или просто не станет перечить.

Пример: Вы пришли в магазин бытовой техники, и выбираете между тремя стиральными машинками. К Вам подходит консультант, рассказывает про каждую, делая акцент на то, что дешевая - "так себе", после чего спрашивает: "Ну что, какую будете брать? Эту (указывая на дорогую) или эту? (указывая на среднюю по цене)". То есть изначально Вы рассматривали дешевый вариант, но настойчивый консультант уже все решил сам.

Этот прием, если не уметь его использовать, может выглядеть навязчиво и отталкивать, но при условии, что продавец грамотный, а покупатель безвольный, это срабатает.

Если тема будет просматриваемая - допишу еще. Если Вам это интересно - дайте знать.

...

Продолжение:

  1. Фальсификация исследований.

Согласно статье 5, пункт 2,1, в рекламе не допускаются некорректные сведения. То есть нагло врать нельзя, поэтому если в рекламе Вы слышите фразы "доказано учеными", "клинически доказано", "согласно исследованию", то это действительно так. Но то, насколько качественные эти исследования - совсем другой вопрос.

Не хотел затрагивать политику, но все мы и так знаем, как обстоят дела со взяточничеством в нашей стране. Их берут повсюду, в том числе и в научно-исследовательских институтах. Поэтому купить результаты исследований - не такая уж и проблема.

Кроме того, можно пользоваться махинациями с выборкой. Одно из требований к ней - репрезентативность. Это касается преимущественно возраста и пола, но в мелочах можно хитрить. К примеру, для исследования о том, сколько людей любят Avon, можно из 100 человек выбрать 80 постоянных покупателей. И вжух - у нас есть исследование, говорящие, что 80% женщин любят Avon. С номером, печатью и подписью.

И да. Не всегда правда на стороне науки.

  1. Поддельные отзывы. Но это уже даже не манипуляция, а самый настоящий обман. Пытаясь показать любовь клиентов к бренду и подтвердить наличие клиентов вообще, некоторые сайты заказывают написание фейковых отзывов. Сам я таким никогда не занимался, но как человек, который бывает на биржах фриланса, могу сказать, что отзывы такие стоят от 5 до 20 рублей.

Но что-то меня от хитростей унесло к обманным методам. Давайте возьмем что-то более тонкое.

  1. Дистанция между говорящим и слушателем. Все мы и так знаем, что чем ближе люди друг к другу во время разговра в прямом смысле, тем ближе они друг к другу в переносном. Но вот еще один интересный факт о дистанции:

Чем дальше спикер стоит от публики, тем более уважаемым он кажется в ее глазах. Возможно, это как-то связано с размером аудитории (обычно чем меньше помещение, тем ближе спикеру приходится подходить, а чем больше помещение, тем выше статус того, кто в нем выступает). Но это, разумеется, работает только при условии, что сохраняется слышимость. Если Вы будете читать доклад в 10 метрах от аудитории, но при этом мямлить себе под нос, респект не прибавится.

Но у этого эффекта есть и обратная сторона. Чем ближе к публике - тем выше доверие. То есть Вас будут воспринимать, как "своего".

  1. Отвлечение масс. Это уже больше относится к политике и высшему маркетингу, но тоже полезно знать.

Принцип прост. Для отвлечения народа от важных вопросов (зачастую скандальных) внимание переносят на что-то менее значимое.

К примеру, есть мнение, что Шурыгину специально сделали мемом, чтобы отвлечь внимание общественности от фильма "Он вам не Димон". Не буду судить, правда ли это, но как пример годится.

  1. Ошибка меткого стрелка. Эта штука применима как для манипулирования общественностью, так и в обычном общении.

Суть проста, и кто-то, возможно, об этом уже слышал. Почему стрелок? Потому что это пошло от выражения о техасском стрелке, который сначала стрелял в стену, а потом рисовал мишень вокруг отверстия.

Пример - гороскопы и предсказания. Их подгоняют под уже случившиеся события (размытость предсказания позволяет это сделать). Любители гороскопов пусть минуют.

Я могу продолжать еще долго, но не уверен, будет ли это кто-то читать. Поэтому действую по той же схеме. Если интересно - дайте знать. (о нет! я клянчу плюсы!!!).

Denis Rulотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
74
0

На нас с Вами. Многие решения принимаются подсознательно, и мы осознаем их не до конца. Поэтому люди, даже зная об этих приемах, ведутся на них. И даже такие наивные манипуляции срабатывают

+4
Ответить

Фокус с бутылкой интересный)

Какие ещё есть манипуляции при межличностном общении?

+2
Ответить

Eric, полно. Как пример - площадь занимаемого пространства. То есть чем больше места Вы занимаете, тем более уверенным кажетесь. Замкнутые и стеснительные люди же - напротив, ставят ноги вместе, не вытягивают руки и сутулятся (можете понаблюдать - почти всегда эта закономерность работает). Я вообще интересуюсь психологией, поэтому много книжек обо всем этом перечитал. Если Вам это интересно, могу посоветовать "Язык внешности" Сергея Степанова.

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Важно ли смотреть в глаза при общении/когда задаешь вопрос/и т.д.?

Помню парень в школе когда смеялся не отводил глаза, а смотрел прямо в глаза кому-нибудь автоматически. Естественно, книг о психологии он не читал, но это действовало притягательно и до сих пор об этом помню.

Начну читать книгу.

+1
Ответить

Хочу узнать о более тонких манипуляциях.

Примеры.

Например в фильме Адвокат дьявола - Аль Пачино говорит, обращаясь к своему адвокату, - если твоя жена больна, то отбрось все дела и займись ей. Все поймут ситуацию.

Адвокат отвечает - нет, если я брошу это дело и буду ухаживать за женой, она быстро встанет на ноги я не прощу себе того, что из-за этой мелочи я потерял такое важное дело. Адвокат выбирает продолжить дело, а не уход за женой.

+1
Ответить

Я рассказал бы о более тонких манипуляциях, но это не мой профиль. Я - интернет-маркетолог. Это имеет отношение к психологии, но это другое.

Мои познания в психологии ограничиваются несколькими десятками научно-популярных книг и некоторыми статистическими данными, которые я в силу профессии просто не могу не знать.

Если Вам это так интересно - поищите книги по психологии. Их полно. Даже больше, чем требуется.

Но начать я бы советовал с классики, с Чалдини - "Психология влияния" и "Психология убеждения". Если вдруг начнете читать, учитывайте, что Чалдини - американец, поэтому некоторые трюки в наших реалиях не пройдут.

+4
Ответить
Прокомментировать

Одна из мощных манипуляций, которая обычно вообще не осознаётся, - "мир такОв".

То есть собеседнику предлагается некая картина мира, но не как тезис, который возможно обсуждать, соглашаться или нет. А как данность. Трава зелёная, вода мокрая. Это же не подлежит обсуждению. Обсуждению подлежит некая подробность на фоне предлагаемого мира. Например, трава зелёная, поэтому белую одежду от пятен, оставленных травой, сложно отстирывать. - Сложно или не очень - как бы ещё можно обсуждать, но что зелёная - это же просто часть мира, верно?..

Ну, вот так же - вы же понимаете, что все политики врут и воруют, а вы посмотрите, наш-то сколько зато пользы приносит!.. - То же самое: фокус обсуждения как бы помещён на тему пользы, и если вы проскочили тезис о том, что "все политики врут и воруют", "проглотили" его, - то львиная часть внушения уже произошла, вы согласились без обсуждения с чужой (и весьма спорной) картиной мира.

По структуре этот приём можно отнести к эриксоновскому гипнозу: совокупности техник непрямого внушения "пробросами".

11
0
Прокомментировать

многие блогеры лобирующие интересы политических деятелей,или сами политические деятелии часто делают так:в начале они говорят об очевидных вещах,которые популярны в широких слоях общества,причём говорят они,отоброжая мнение большенства...люди начинают думать,что этот человек просто не может быть не прав.потом,постепенно разговор переводится на нужную тему и оратором ставится новый вопрос,который интересует именно его и он на него сам   отвечает,при чём так,как нужно ему,а слушатели,считая,что этот человек всегда прав,по энерции соглашаются с его мнением...так формируется общественное мнение(один из способов).если к этому всему написать короткую инструкциию,то будет примерно так:1)собрать аудиторию2)понравиться аудитории3)перевести разговор в нужную плоскость4)заставить аудиторию думать,как тебе выгодно....

7
-5

Ну да, энерция

+1
Ответить

что не так?

-3
Ответить

Инерция, если что

+4
Ответить
Ещё 13 комментариев

ну и лоббирование

+2
Ответить

ну и отображая

+2
Ответить

ну и большинства

+2
Ответить

Кроче, двойка за орфографию

+2
Ответить

тебя из школы уволили?

-3
Ответить

я просил тебя проверить орфогравфию?

-2
Ответить

два за орфографию,дальше что?

-2
Ответить

ты самоутвердился?

-2
Ответить

рад,что доставил тебе удавольствие считать сябя грамотние кого-то)))

-2
Ответить

Да проблема не только в орфографии, ответ тоже не оч

0
Ответить

если ты с чем то не согласен(я даже знаю с чем,пролистав твою ленту),минусани и иди дальше...в чём проблема?

-3
Ответить

Да я давно в комментариях не срался ни с кем.

-3
Ответить

ну так на ютуб тебе дорога,дружисче)))там как раз сейчас под видосами А.Н. и А.Ш. проходят грандиозные баталии....

-4
Ответить
Прокомментировать

1)Две жевательные резинки в рекламе, которые они жуют.  Навязывание модели поведения 

2) почему чипы в таких громких и шуршащих упаковках? 

Сидишь на паре, открыл и все поняли, что ты ешь чипсы.  Но ты уже это прелвидел. Ты взял 2 упаковки, что бы самому наесться 

2 не хитрые, но дико профитные уловки маркетмейкеров.

3
-4
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью