Может ли сейчас возникнуть дефицит какого-то продукта?

1679
3
1
4 августа
15:02
август
2015

Мы эпизодически с этим сталкиваемся. К пример, ситуация с гречневой крупой, которая в ряде регионов исчезла из продажи. Кстати, паника была почти немотивированной и сгенерирована не СМИ, а сарафанным радио. У нас сейчас возник дефицит целого ряда товаров в связи с антисанкциями, они почти исчезли из продажи.

Не знаю, дефицит чего сейчас может случится, потому что для тех товаров, где отечественные производители занимают большую часть рынка, объективных оснований для дефицита нет. То, что связано с импортом – в силу девальвации он просто сильно подорожал и для каких-то людей стал недоступен. Но это не дефицит. А то, что касается антисанкций, то это уже сработало, исчезли импортные сыры, какие-то виды рыбы, овощей, фруктов. По сути, это вопрос интерпретации. Товары исчезли полностью – это дефицит? Можно сказать – у нас возник острый дефицит пармезана.

9
0
август
2015

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, нужно определить понятие «дефицит товара». Экономисты говорят, что товар в дефиците, если при текущей цене на этот товар люди хотят купить этого товара в большем количестве, чем предлагается на рынке. Встречаются ли в жизни такие ситуации? И да, и нет.

Нет, потому что товар, который «находится в дефиците», обычно мгновенно дорожает до уровня, при котором дефицит исчезает. При дефиците по определению есть люди, которые хотят купить товар и которым он не достается при текущей цене, а значит они готовы предложить хотя бы немного большую цену в обмен на него. Продавцам нет смысла не поднять цену. Если при более высокой цене спрос все еще не удовлетворен, то ситуация повторяется. К примеру, в описанном выше сюжете с гречкой, если я правильно помню, как обстояли дела в Москве, гречка не исчезла с полок — она просто подорожала до уровня, при котором запаса гречки хватало, чтобы удовлетворить всех желающих ее купить.

Проблемы, однако, начинаются, если цена не подстраивается по каким-либо причинам. Самый близкий пример: введенный государством потолок цен. В такой ситуации продавцы не имеют права поднять цену, а значит, по нашему определению, на рынке товара наблюдается дефицит. Ясно, почему в СССР дефицит был таким частым явлением: просто цены в экономике диктовались «центром» и не могли подстраиваться.

Заметьте, что даже если цена по каким-то причинам не подстраивается, все еще можно спорить о том, является ли товар дефицитным. Показателен пример с телефонами "Apple" (см. комментарий 2). Предположим, для чистоты рассуждения, что в первые дни продаж нового iPhone спрос на него огромен и что при выставленной компанией цене все телефоны сметают с полок. Казалось бы, это самый настоящий дефицит! Однако история на продаже в магазине не заканчивается, ведь после первичной продажи телефоны мгновенно поступают на вторичный рынок для перепродажи. В результате после выхода каждой новой модели iPhone можно услышать истории про людей, которые приобрели телефон по цене в 3-5 раз выше, чем цена в магазине. Если считать ценой нового телефона его стоимость у перекупщиков, то и дефицит сразу исчезает — любой может пойти и купить телефон у перекупщика.

3
0
август
2015

Не только может, но и постоянно возникает, особенно там, где это связано с невозможностью в краткий срок увеличить производство продукта. Например, билеты на горячие направления в пик сезона (летний отпуск, рождественские каникулы - см. "Один дома"), новая модель iPhone в момент выхода на рынок и т.д. Зачастую это делается самим производителем (особенно в случае монополии) для того, чтобы максимизировать прибыль (Apple - отличный пример).

Порой дефицит искусственно создается путем вмешательства регулятора или государства (см пример вверху): эмбарго на зарубежные продукты привело к дефициту продуктов питания, произведенных в странах ЕС.

3
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта