Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Возможна ли в России ситуация, как в фильме «Бердмэн», когда рецензия одного критика может погубить целую постановку?

Искусство и культураКино
Liza Arkhangelskaya
  · 931
Первый
театровед  · 9 апр 2015

Точно так, как в фильме "Бердмен", нет невозможна.

Во-первых, в Америке и России театр устроен по-разному. Если на Бродвее театр в основном коммерческий, проектный, который зависит от продаж билетов, от рекламы, от того, как он представлен в медиа, то в России театры в большинстве имеют дотации от государства, они репертуарные, стационарные. Критерии неуспеха, как следствие, разные. Не имеющий хорошей прессы и кассы спектакль может сохраняться в репертуаре годами, если дирекция театра сочтет это целесообразным. Прокат спектаклей в частных театрах в России устроен так, что даже при негативной прессе (а про частный театр критики, как правило, не пишут вообще) они все равно выходят на свою аудиторию, например, за счет гастролей в других городах.

Во-вторых, в Америке и России по-разному устроено то, как экспертное сообщество влияет на художественный процесс. В Америке критики пишут для зрителей. Многовековые традиции независимой прессы на западе позволили театральной прессе действительно влиять на настроение аудитории, а критики становились медийными персонами. В России традиционно пресса была частью идеологического аппарата. И чтобы "погубить спектакль", действительно, могло быть достаточно только одной разгромной рецензии, скажем, в "Правде".

Сегодня в России, как показывают события вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске, для того, чтобы погубить спектакль, нужно писать не рецензию, а заявление в прокуратуру.