Дмитрий Баталов
август 2015.

Есть ли трупы в открытом космосе и были ли какие-нибудь несчастные случаи за более чем полвека пребывания человека в космическом пространстве?

АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ни одного трупа в открытом космосе нет, но несчастные случаи в космосе, разумеется, происходили: вы наверняка слышали о катастрофах шаттлов «Челленджер» и «Коламбия», а также советского космического корабля «Союз-11». Правда, гибель экипажей во всех этих случаях произошла, строго говоря, не в космосе, а уже/еще в атмосфере Земли.

Умереть в космическом пространстве имело шанс несколько космонавтов: Алексей Леонов, у которого раздулся скафандр во время первого выхода в открытый космос, и он долгое время не мог вернуться в корабль; члены экипажа «Аполлона-13», не попавшие на Луну, но зато установившие рекорд по отдалению людей от родной планеты (история этого полета захватывает воображение, почитайте, если не знаете: wikipedia.org); Владимир Васютин, член экипажа «Союза Т-14», который скрыл от врачей то, что страдал хроническим простатитом, и тяжелый приступ болезни разыгрался у него на орбите; когда ситуация стала критической, экспедицию пришлось прервать, и весь экипаж вернулся на Землю. Скорее всего, так произошло бы и в случае смерти одного из советских космонавтов: его тело вернулось бы на Родину.

Известно, что перед первым полетом людей на Луну президент США Никсон подготовил обращение к нации на случай гибели астронавтов (inosmi.ru). Речь начиналась так: «Судьба распорядилась так, что люди, отправившиеся на Луну для ее мирных исследований, останутся там навсегда, упокоившись с миром». Но в случае гибели американского астронавта на корабле он, вероятно, также будет доставлен домой (slate.com).

Наконец, есть еще одна деталь: в открытом космосе есть частица человеческого праха. Это прах Клайда Томбо, первооткрывателя Плутона. Сейчас он на зонде «Новые горизонты» уносится к границе Солнечной системы. Это будет первая частица человека в межзвездном пространстве. А знаменитый фантаст Рэй Брэдбери завещал захоронить свой прах на Марсе.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

К слову, прах одного ученого есть на Луне  (?)

Первым человеком, погибшим во время космической миссии, был Владимир Комаров, пилот "Союз-1". С 23 апреля на 24 апреля 1967 он погиб во время выполнения финальной стадии программы полёта, спускаясь на землю. У его аппарата не сработал выброс первого парашюта, а стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения модуля во время падения. Аппарат рухнул в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции.

У Комарова две могилы. Часть останков была с почестями похоронена под Кремлевской стеной, а часть, обнаруженная после продолжения поисков, похоронена его товарищами в степи в районе г. Орска, Оренбургской области, позже там был установлен мемориал.

Существуют теории заговора относительно того, что во время советских космических испытаний погибали люди до момента, как Юрий Гагарин первым вышел в космос. И что власти СССР этот факт скрыли, а так же что на легендарном Быковском кладбище в г. Жуковский, где существует традиция хоронить летчиков, есть несколько безымянных могил. Но прямых свидетельств этому на данный момент не имеется.

Официально трупов в космосе нет, к предыдущим ответам добавлю только, что мы, например, ничего особо не знаем о китайских космических программах

В 1997 году произошел пожар на станции "Мир". В это время на станции находились шесть человек и у них был очень реальный шанс погибнуть, так как пожар "в космосе" гораздо страшнее пожара на Земле.