В нынешнее время, как и тысячу лет назад, человек безусловно может объявить, что он "вне политики". Понимать эту фразу можно по разному: игнорировать выборы, не участвовать в кухонных разговорах, совсем забросить следить за флуктуациями на темном и тихом дне информационного потока, пытаясь отследить изменения обстановки. Плыть по течению, так сказать. Но будет ли такой человек действительно вне этой самой политики?
Скорее всего нет, потому что быть вне ее практически невозможно.
На мой взгляд, рассматривая такие фундаментальные и даже, пожалуй, философские вопросы нельзя игнорировать две важнейшие вещи – историю вопроса и место его в языке.
Начать предлагаю именно с языка. Слово "политика" происходит от греческого "πολιτική", а оно в свою очередь от слова "полис" в значении города-государства. Так вот "политика" в понимании древних греков это "гражданственность", то есть участие и вклад каждого человека в достижение общего блага. Таким образом любая активность гражданина воспринимается как политическая. Нет разницы воюешь ли ты с врагами, основываешь новые колонии на берегах Понта Аксинского или умело торгуешь – все это неминуемо воспринимается гражданственностью, то есть тем самым, что мы обсуждаем.
Впрочем свой термин в богатом греческом языке нашелся и для людей, которые от этой деятельности активно самоизолировались. Звучал и писался он как "ἰδιώτης", то есть по-русски идиот. Слово, изначально не бывшее обидным, таковым стало впоследствии, перейдя в этом качестве в русский язык. Поскольку греки не могли принять того факта, что кто-то не участвует в жизни сообщества, подобных "граждан" видели самыми деструктивными дивергентами из всех возможных.
Россия, как страна взявшая свою политическую культуру из Византии, безусловно носит в глубине народного сознания ту самую античную идею политики-гражданственности. Чтобы доказать это я не буду обращаться к идее соборности Алексея Хомякова или заострять внимание на теории Святой Софии в работах Булгакова, Флоренского и Соловьева – это тема для отдельного ответа. В обход этого предлагаю обратиться к мировоззрению простого среднестатистического россиянина.
Думаю не является большим секретом то, что у большинства (по данным "Левады" – 60%) населения нашей страны существует стойкое убеждение, что прохождение службы в армии обязательно для каждого гражданина мужского пола, а голосование – обязательное и важное действие, показывающее условную гражданскую ответственность и солидарность. Можно сколь угодно долго это отрицать, оспаривать, пытаться с этим бороться – все будет впустую. Нация бывшая сотни лет сначала крестьянской (то есть имевшая в основе своей жизни институт т.н. "пОмочи" – совместного труда), а потом взрощенной на советском коллективизме останется такой навсегда.
Плохо ли это? На мой взгляд нет, поскольку это дает богатые возможности для государственного управления. На самом деле народов с такой исторической почвой в мире довольно мало. И именно эти нации при грамотном политическом и хозяйственном управлении показывали те экономические и социальные чудеса, примерами которых нас дразнят учебники по менеджменту и макроэкономике.
Проблема россиян в том, что пока нет той силы, что на сто процентов бы использовала и раскрыла этот поразительный потенциал, а россияне, видя свою временную невостребованность перед историей находятся в состоянии "отдыха" и условного сна.
Когда Россия воспрянет от этого состояния (а это неминуемо случится рано или поздно даже и само собой) необходима будет железная воля граждан страны и не менее мощное лидерство настоящих российских элит (а не эрзаца предлагаемого в таковом качестве сейчас), что позволит обуздать то пламя коллективной взаимной ответственности, поддержки и направленности на достижение общего блага.
Что означает быть вне политики в нынешней России? Это означает полностью отрезать себя от надежд и чаяний нашего народа, отказаться от общей исторической памяти, не принимать участие в создании нового.
Что означает жить в политике сейчас? Действовать по мере своих способностей, развивать себя и улучшать по мере сил мир вокруг, принимать решения, рисковать, побеждать, пытаться убедить других в своей правоте, иногда ошибаться и падать, но вставать и снова идти к мечте. Общей, надеюсь, мечте. Мечте о достойной жизни, процветании, цветущей сложности и мировом лидерстве нашего государства в науке, дипломатии, образовании и многих других важнейших политических дисциплинах. И, убежден, мечта эта объединяет и либералов, и традиционалистов. И лоялистов, и оппортунистов. И людей занимающихся политикой в привычном понимании, и "политиков" в подлинно греческом духе. Разнообразие взглядов всегда было сильной чертой России, вспомним хотя бы Новгородское Вече или пиры князя Владимира Святославича, где каждый мог высказать свое, даже отличное от других мнение – это наша история.
Если вы сомневаетесь входить ли сейчас в политическую жизнь – входите.
Обещаю, будет весело.
Ну вполне возможно. Десятки миллионов людей не хотят иметь никакого отношения к политике, кроме как прийти поставить галочку за кого надо в день голосования. Проблема заключается в том, что рано или поздно политика придет к ним и вряд ли добром кончится, только люди этого до последнего не хотят понимать в массе своей.
«Если вы не будете заниматься политикой, то политика займется вами.» (Ш.Монталамбер)
Нет, нельзя быть вне политики. Даже убегая в лес на натуральное хозяйство и освещение лучиной, человек продолжает зависить от политики. Вырубят ли лес, в котором он живет, на продажу, установят ли там пусковую шахту для ракет с ядерными боеголовками, отдадут под охотничьи угодья чиновников, разобьют заповедник или откроют монастырь - все это зависит от политики.