Максим Захаров
21 сентября 23:05.
1705

Чем занимались средневековые крестьяне зимой?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Здравствуйте!

Замечательный вопрос! Попытаюсь ответить, ибо вопрос очень сложный, т.к. нужно определить категорию, о которой пойдет речь.

О «высших мира сего» и монахах, достаточно много информации, но я попытаюсь представить распорядок дня среднестатистического крестьянина (еще в полной мере не крепостного) в середине 13 века (ели нужно смогу пояснить, почему именно это время). Локация – северо-запад современной России или страны Балтии (несмотря на различия, «генеральная линия» просматривается). Многое завесило от времен года, но все же… Максим, возьмем крестьянку средних лет (а в то время это 22- 25 лет), замужнюю, с детьми (а без них-то как). Расписание летнее.

1. Подъем – с первыми лучами солнца. Подготовка к завтраку, а это было то, что осталось от условного «ужина». Очередное кормление грудью ребенка (детей). В руках веретено.

2. Пробуждение мужа, о собирание его на работу. Обыкновенно давали туесок, который, как это ни странно, отдаленно напоминал суши – в бересту заворачивали кашу с различными наполнителями. В руках веретено.

3. Уход за скотом. Дойка. Пусть это кажется странным, но молоко пили очень мало, в основном перерабатывали. Не забываем о том, что надой от коровы был до 6 – 9 литров в день (сейчас – до 60). Веретено ненадолго оставлено.

4. Растапливаем печь, после чего, просыпаются взрослые (от 5 -6 лет) дети. Дымная изба. Сложно не проснуться, хотя просыпались не все. Их кормление – обыкновенно, то, что не съел отец, веретено в руки и на работу. 5 – 8 лет – пасли гусей (уток), 8 – 12 (свиней и коров…), 12+ - лошади (но они обыкновенно уже работали или были под всадниками). У всех остальных – веретено.

5. Начинаем готовить кушать. Трем зерно (мельница далеко, да и дорого), завариваем хлеб (закваска со вчерашнего дня) и пиво (да, да….. пиво пили все, ибо им нельзя было отравиться (кипяченая вода) и «обдолбаться» - алкоголь – не более 2%). Отдыхаем, ибо ждем очередного наследника(-цу). В руках – веретено.

6. Солнце близиться к закату. Собираем всех за столом (перед этим пересчитав домашних животных и домочадцев). Появляется общий котёл со стряпниной (иногда даже очень не плохой). После первой ложки, которая у хозяина, все могут начинать ужинать. Это время для игр детей (хотя, дети, это до 5 – 6 лет). Не долго, т.к., уже становиться темно, и все собираются у прялки. Там время рассказов. И у всех (кроме папы) в руках веретено.

7. Все спят, но, папа очень сильно хочет маму. Если не суббота (банный день), закрываем икону (святилище)… Веретена в руках нет 

8. Поет петух ….

И по секрету напомню, что время для получения новостей – ярмарки, которые проходили четыре (традиционно) раза в году! 

7

Я единственный задался таким моментом как условия вопроса, а именно зима.

1. Подъем с первыми лучами? 10 утра. Во сколько доят скотину?

2. Будим к 10 ч. мужа, чем он ночь занимался при крытой иконе загадка. Интереснее вопрос, на какую такую работу этот чувак зимой, будучи крестьянином ходит? Допустим мастер, подмастерье и прочее. Но тогда он не крестьянине, а совсем другой класс.

3. Наконец кормим скот, пытаемся подоить к 10 ч. Когда молоко перерабатывать, если эта озабоченная с веретеном не расстается?

4. Растапливаем печь, пытаемся разбудить обмороженных детей. Печь огромная и если она потухла работы на 3-4 часа минимум. Дети к тому времени доедают друг друга, а мамаша тискает веретено. Не забавам пасти свиней, коров и уток по снегу, пусть и скотина развлечется.

5. Готовим кушать, судя по расписанию из тех, кто выжил за день. Отдыхаем, ожидая наследника. Это важно!

6. Солнце близится к закату, 6 вечера. Подсчитываем, сколько животных успело замерзнуть в поле, сколько домочадцев пережило график. Возвращается мужик с секретной работы. Наконец еда, которая неизвестно как успела приготовиться за это время. Дальше можно посидеть, послушать ужасы о расписании на следующий день.

7. Закрываем икону и делаем ожидаемому наследнику сюрприз, что бы мало не казалось. Судя по всему это кормящая мать, едва отошедшая от родов и контузии веретеном. 

+7
Ответить
Прокомментировать

Носили из колодца воду, кололи дрова, кормили и поили скотину, ремонтировали орудия труда и домашнюю утварь, шили и чинили одежду, занимались изготовлением мелких ремесленных изделий, ходили в церковь, ходили в гости, устраивали посиделки, крутили романы, травили байки, сказки, былины, саги и героические эпосы, пели хором народные песни и плясали народные танцы, творили народное творчество, охотились/браконьерствовали, пьянствовали, распутничали, впадали в альбигойскую ересь, дрались стенка на стенку, ездили на заработки, отбивались от волков, брали в долг, давали в рост, совершали натуральный товарообмен, играли в азартные игры, заключали пари, сватались, ругались, мирились, грешили, каялись – и так день за днём.

5

Больше производством и продажей мелких ремесленных изделий - за их счёт переживали зиму.

+1
Ответить
Прокомментировать

Для того, чтобы узнать чем они занимались можно почитать книги тех лет, например, известный "Домострой".

Например, глава 22:

КАКО ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ РУКОДЕНИЕ НАЧАТИ И ВСЯКОЕ ДЕЛО ДЕЛАТИ БЛАГОСЛОВЯСЬ
В домовнем обиходе и везде всякому, человеку, государю или государыне, сыну или дщери, и слугам мужску полу и женску и всякому мастеровому человеку стару и младу, и ученикам всякое дело начати или рукоделие, и мастерство, устроив себя и очистив от всякия скверны, и руки умыв чисто, и преже дела святым поклонитиси трижды в землю, а по нужи ино до пояса, а кто умеет ино «Достоино есть» проговорити, да благословися у настоящаго, и молитву Исусову сотворив, да перекрестяся молвити: «Господи бласлови отче»: таж начати всякое дело, ино тут Божия милость поспешествует и ангели Божии невидимо помогают и беси отбегнут; и то дело Богу в честь а души на пользу; а ясти и пити со благодарением, ино сладко, а что впрок сделано ино мило; а делати с молитвою с доброю беседою и с молчанием. Аще ли делаючи что и начнется слово праздное и хулное, или с роптанием, и с смехом, и кощуны скверные, и блудныя речи, и песни бесовския, и игры и от такова дела и беседы скверныя милость божия отступит; и ангелы господни отидут скорбни, и возрадуются беси, видяще волю свою содевающуся в человецех безумных, и абие приступяв лукавии тии беси и начнут наипаче влагати в мысли всякую злобу, вражду и ненависть, и подвизают помысл на гнев, и на блуд, и на всякия кощуны, и сквернословие и на всякое зло; ино та уже дела, и ества, и питие не споро и всякое мастерство и рукоделие не о Бозе совершается, Богу на гнев, и людем небласловенно, и непотребно, и не прочно и не мило; а ества и питие неукусно и не сладко, толко врагу и его слугам угодно и радостно. Кто в естве и в питие и во всяким рукоделии не чисто стряпает, а в мастерстве, что украдет, или подмешает, или подменит что, или прельжет и божится на криве: толко сделано, толко стало, а он лжет, — и те все дела неугодны Богу, беси написуют в свой свиток, и в том во всем человеку истязану быти в день страшнаго суда; а государю не верно, а людем не потребно и впредь никто тому не верит; а что ведал не прямо, или прилгал, и выбожил, или приторговал лукавством, то неблагословенныя плоды и непрочны; а милостыня не приятна богу; а от праведных трудов и от благих плодов и себе прочно, а Богу в дар принести достойно; и таковый человек Богу угодил и людям честен, и всяк ему во всем верит; в сем веце добрымы делы Богу угодит, а в будущем веце во веки царствует.

wikisource.org

А в целом занимались хозяйством: ухаживали за скотом, чинили инвентарь, готовили его к лету, рукодельничали и, естественно, готовили, стирали, торговали. Так что дел было достаточно.

Если вам любопытно чем занимались средневековые крестьяне посмотрите проект клуба "Ратоборцы" "Один в прошлом" (а скоро готовится продолжение "Семеро в прошлом") - в этом проекте один человек прожил в условиях древнерусского хутора 8 месяцев.

Максим Трусовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить