Олег Мелевич
май 2017.
4533

Что означает фреска Микеланджело о сотворении Адама?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
1 ответ
Поделиться

Боюсь, что она означает исключительно именно это — сотворение человека.

За пределами этого ей почти что и нечего значить — Микеланджело, в отличие от многих художников Возрождения, не искал в искусстве сложностей, интеллектуальной игры, шифров, загадок, двойных и тройных смыслов. Он был страшный человек, категорически неспособный ни с кем разговаривать, которому в жизни нужны были только мрамор и чтобы никто не мешал работать — и в своей работе практически не заинтересованный ни в чём больше за пределами формы.

Другое дело — что значило для своего времени само сотворение человека?

Человек флорентийского гуманизма — это геометрия внутри глины. Глина может гнуться, рваться, покрываться бубонами, воевать за торговлю с Константинополем, может любить другую глину, может ходить об неё ногами. Глина подчинена обстоятельствам, и исторически она зарекомендовала себя не очень.

Геометрия красива и истинна. Она красива и истинна даже когда глина не лезет уже ни в какие ворота.

Эта тождественность — красоты и истинности — была прямым следствием того, как первые гуманисты смогли примирить практические, земные, глинистые аспекты античной мысли с абсолютно христианской доктриной. В этой тождественности нет разделения между этикой и эстетикой, между моралью, ораторскими способностями, самообразованием, гражданской ответственностью, чтением Платона в оригинале и спасением своей бессмертной души — всё это взаимосвязано, и всё это почти что одно и то же.

Это и есть смысл жизни — постоянная работа над собой, постоянное совершенствование, постоянное стремление к идеалу. Бесстрашие и целеустремлённость, произрастающие из осознания божественности своей природы, природы каждого человека — и по сравнению с которой никакие земные тяготы, ни лишения, ни болезни, ни даже тот случай с яблоком — почти ничего не значат.

Потому что важно не это. Важно что шанс есть. И если, скажем, для Августина в конечном счёте Град Земной настроен не в нашу пользу, то для гуманистов — заставших, к слову, весь ёбаный пиздец в виде чумы, папского раскола, непрекращающихся войн и всего прочего — ничто земное этого шанса не умаляет.

Именно этого человека — идеального, ещё не павшего, но даже в своём падении всё равно неизбежно способного — именно его сотворение писал Микеланджело.

Возможно, это не то, что кому-то хотелось бы там видеть — когда есть такой простор для спекуляции в отношении жеста, непонятных фигур вокруг Бога-Отца и самой красной области — но эти спекуляции неуместны. Точность и ясность высказывания была для флорентийских платоников одной из множества добродетелей. Они проявляли её в риторике — Микеладжело проявлял её в мраморе. Ему не нужно было ничего прятать, поскольку истина по гуманистам и так всегда на виду.

И человека от неё отделяет — совсем чуть-чуть.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
30

Микеланджело настолько был не любителем сложностей, шифров и загадок, что зашифровал разрез человеческого мозга в "Сотворении". 
Anfänger.

0
Ответить

Это сетевая байка, не совпадающая с исторической реальностью. Микеланджело не зашифровывал никакого мозга, поскольку никто тогда не представлял себе мозг в том виде, в котором он выглядит на fMRI конца 20-го века.

+1
Ответить

Но они же могли видеть мозг в разрезе, разве нет? 

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Нет. Для извлечения и разреза мозга требуется хирургическая сталь, которой в 1508-м году просто не существовало. Первые рисунки наружней стороны мозга и пары срезов появились спустя 40 лет после росписи Систинской капеллы у Весалиуса, и там не было ничего даже близкого к кросс-секции. Изображений кросс-секции не существовало до начала XIX века, и все равно там не было ничего похожего на снимок из fMRI.

Кроме того, Микеланджело вообще не интересовался внутренней анатомией. Его интерес не шел дальше мускулатуры, которую он коверкал как хотел.

0
Ответить

не придерживаюсь теории о "зашифрованном мозге", как и не опровергаю, т.к. не владею  достаточным количеством информации, как мне кажется. но разве вскрытия людей не проводились в 1500 годах? многие источники сообщают, об одном из основных увлечений Леонардо да Винчи, который сделал многочисленное количество анатомических зарисовок и эскизов, включая самые мелкие детали, занимаясь вскрытием тел людей и животных. а жил он с 1452 до 1519

0
Ответить
Ещё 2 комментария

> но разве вскрытия людей не проводились в 1500 годах?

Проводились. Но это не значит, что мозг можно взять и вынуть неповрежденным технологиями 1500-го года. До Велисалиуса не было иллюстраций даже поверхности мозга.

> Леонардо да Винчи

Очень характерно, что скрытый мозг Микеланджело каждый раз пытаются оправдать увлечениями да Винчи, нежели увлечениями Микеланджело. Возможно, потому что они разные люди, и у Микеланджело не было увлечения мозгом. Микеланджело, оставивший сонм иллюстраций по мускулатуре, не оставил ни одной иллюстрации по внутренним органам. Вообще. Они его в принципе не интересовали.

Кроме того, я просто предлагаю взять и посмотреть на иллюстрации да Винчи. У да Винчи мозг это гладкая пустая шарообразная хрень. Там нет даже извилин.

И еще раз: изображений кросс-секции мозга не существовало до XIX века. Мозги не умели извлекать и не умели разрезать.

+1
Ответить

не пыталась оправдывать скрытый мозг, поэтому и начала свой комментарий с тех слов. единственное, было интересно уточнить на счет человеческих вскрытий, мозга в том числе. спасибо за ответ

0
Ответить

Ну, значит, это очередное совпадение с вероятностью, стремящейся к нулю. 

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить