Олег Мелевич
май 2017.
5113

Что означает фреска Микеланджело о сотворении Адама?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
13
3 ответа
Поделиться

Боюсь, что она означает исключительно именно это — сотворение человека.

За пределами этого ей почти что и нечего значить — Микеланджело, в отличие от многих художников Возрождения, не искал в искусстве сложностей, интеллектуальной игры, шифров, загадок, двойных и тройных смыслов. Он был страшный человек, категорически неспособный ни с кем разговаривать, которому в жизни нужны были только мрамор и чтобы никто не мешал работать — и в своей работе практически не заинтересованный ни в чём больше за пределами формы.

Другое дело — что значило для своего времени само сотворение человека?

Человек флорентийского гуманизма — это геометрия внутри глины. Глина может гнуться, рваться, покрываться бубонами, воевать за торговлю с Константинополем, может любить другую глину, может ходить об неё ногами. Глина подчинена обстоятельствам, и исторически она зарекомендовала себя не очень.

Геометрия красива и истинна. Она красива и истинна даже когда глина не лезет уже ни в какие ворота.

Эта тождественность — красоты и истинности — была прямым следствием того, как первые гуманисты смогли примирить практические, земные, глинистые аспекты античной мысли с абсолютно христианской доктриной. В этой тождественности нет разделения между этикой и эстетикой, между моралью, ораторскими способностями, самообразованием, гражданской ответственностью, чтением Платона в оригинале и спасением своей бессмертной души — всё это взаимосвязано, и всё это почти что одно и то же.

Это и есть смысл жизни — постоянная работа над собой, постоянное совершенствование, постоянное стремление к идеалу. Бесстрашие и целеустремлённость, произрастающие из осознания божественности своей природы, природы каждого человека — и по сравнению с которой никакие земные тяготы, ни лишения, ни болезни, ни даже тот случай с яблоком — почти ничего не значат.

Потому что важно не это. Важно что шанс есть. И если, скажем, для Августина в конечном счёте Град Земной настроен не в нашу пользу, то для гуманистов — заставших, к слову, весь ёбаный пиздец в виде чумы, папского раскола, непрекращающихся войн и всего прочего — ничто земное этого шанса не умаляет.

Именно этого человека — идеального, ещё не павшего, но даже в своём падении всё равно неизбежно способного — именно его сотворение писал Микеланджело.

Возможно, это не то, что кому-то хотелось бы там видеть — когда есть такой простор для спекуляции в отношении жеста, непонятных фигур вокруг Бога-Отца и самой красной области — но эти спекуляции неуместны. Точность и ясность высказывания была для флорентийских платоников одной из множества добродетелей. Они проявляли её в риторике — Микеладжело проявлял её в мраморе. Ему не нужно было ничего прятать, поскольку истина по гуманистам и так всегда на виду.

И человека от неё отделяет — совсем чуть-чуть.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
33

Микеланджело настолько был не любителем сложностей, шифров и загадок, что зашифровал разрез человеческого мозга в "Сотворении". 
Anfänger.

+1
Ответить

Это сетевая байка, не совпадающая с исторической реальностью. Микеланджело не зашифровывал никакого мозга, поскольку никто тогда не представлял себе мозг в том виде, в котором он выглядит на fMRI конца 20-го века.

0
Ответить

Но они же могли видеть мозг в разрезе, разве нет? 

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Нет. Для извлечения и разреза мозга требуется хирургическая сталь, которой в 1508-м году просто не существовало. Первые рисунки наружней стороны мозга и пары срезов появились спустя 40 лет после росписи Систинской капеллы у Весалиуса, и там не было ничего даже близкого к кросс-секции. Изображений кросс-секции не существовало до начала XIX века, и все равно там не было ничего похожего на снимок из fMRI.

Кроме того, Микеланджело вообще не интересовался внутренней анатомией. Его интерес не шел дальше мускулатуры, которую он коверкал как хотел.

0
Ответить

не придерживаюсь теории о "зашифрованном мозге", как и не опровергаю, т.к. не владею  достаточным количеством информации, как мне кажется. но разве вскрытия людей не проводились в 1500 годах? многие источники сообщают, об одном из основных увлечений Леонардо да Винчи, который сделал многочисленное количество анатомических зарисовок и эскизов, включая самые мелкие детали, занимаясь вскрытием тел людей и животных. а жил он с 1452 до 1519

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

> но разве вскрытия людей не проводились в 1500 годах?

Проводились. Но это не значит, что мозг можно взять и вынуть неповрежденным технологиями 1500-го года. До Велисалиуса не было иллюстраций даже поверхности мозга.

> Леонардо да Винчи

Очень характерно, что скрытый мозг Микеланджело каждый раз пытаются оправдать увлечениями да Винчи, нежели увлечениями Микеланджело. Возможно, потому что они разные люди, и у Микеланджело не было увлечения мозгом. Микеланджело, оставивший сонм иллюстраций по мускулатуре, не оставил ни одной иллюстрации по внутренним органам. Вообще. Они его в принципе не интересовали.

Кроме того, я просто предлагаю взять и посмотреть на иллюстрации да Винчи. У да Винчи мозг это гладкая пустая шарообразная хрень. Там нет даже извилин.

И еще раз: изображений кросс-секции мозга не существовало до XIX века. Мозги не умели извлекать и не умели разрезать.

+1
Ответить

не пыталась оправдывать скрытый мозг, поэтому и начала свой комментарий с тех слов. единственное, было интересно уточнить на счет человеческих вскрытий, мозга в том числе. спасибо за ответ

0
Ответить

Ну, значит, это очередное совпадение с вероятностью, стремящейся к нулю. 

+1
Ответить
Прокомментировать

«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

1
Прокомментировать

Cтранно, что никто не упомянул про то, что Микеланджело так же показал на ней анатомические особенности мозга человека.  Вот вам интересная  статейка на этот счет.

Вячеслав Ширшовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Ответить