Ответить
Анастасия Беляева
август 2015.
13712
Зачем людям дорогие часы?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
23
7 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Алексис де Токвиль в своей бессмертной работе Демократия в Америке более 150 лет назад очень точно отметил демократизацию предметов роскоши на примере часов.

“Когда только богатые люди имели часы, почти все они были великолепной работы. Сейчас подавляющее большинство часов сделано посредственно, зато все на свете их имеют. Таким образом, демократия не только устремляет человеческое сознание к полезным видам искусства и ремесел, но и побуждает мастеров очень быстро изготавливать множество несовершенных вещей, а потребителей — удовлетворяться качеством этой продукции”.

Сегодня дорогие часы, как и двести лет назад, выполняют функцию по маркированию социального статуса их обладателя. Часы являются предметом статусного потребления. По часам в нашей стране можно легко понять, что за человек перед вами сидит. Дорогие часы, как и дорогая машина цвета символа статуса и власти, это и кредит доверия к собеседнику и уверенность в его возможностях.

Почему, например, в европейских странах это не всегда возможно? Да потому что статусные маркеры вроде дорогой машины или дорогих часов не принято демонстрировать в развитых странах. Недавно в Forbes делали подборку с дешевыми часами миллиардеров и политиков. И здесь видно, как функциональное назначение часов выходит на первое место, тогда как выражение статуса через предметы потребления влиятельных людей совершенно не интересует. С одной стороны, их и так все знают, с другой, что касается политиков, за ними всегда следит невидимый глаз налогоплательщика.

В массовой культуре это различие всегда можно проследить. Например, возьмем одну из песен популярного в нашей стране исполнителя Тимати, близость которого к верхушке политической элиты в своем творчестве заставляет его проводит демаркационную линию между своими и чужими. В одной из строчек мы слышим: “Марк Цукерберг водит старый Ford, Я обновляю Фейсбук, когда сажусь на борт”. Марк Цукерберг тоже может позволить себе любой борт, но всё же хочется думать, что его интересуют другие вещи и цели.

Неуместность статусного потребления среди, например, представителей IT-рынка очень здорово продемонстрирована в двух сериалах -- Физрук и Силиконовая долина.

В первом сериале, энциклопедии русской жизни, Фома в первом сезоне регулярно размахивает своими часами, тем самым прибавляя вес к не менее весомым аргументам в беседах, как угрозы физической расправы или другому важному атрибуту - черному Гелику. Во втором сериале есть момент, где один из инвесторов заработал свой миллиард десять лет назад, когда приложения и фитнес-браслеты мало кого интересовали. Так вот на встречу со своей командой он приезжает на новом, кажется, седьмом по счету Ferrari. Это прекрасный пример количественной и качественной роскоши по Зомбарту

Утверждение, что часы демонстрируют СОЦИАЛЬНЫЙ статус их обладателя, не вполне верно. Часы действительно являются предметом статусного потребления и указывают на МАТЕРИАЛЬНЫЙ статус их владельца. Но социальный статус человека может быть равен материальному только если в социуме всё (в т. ч. статус) продаётся и покупается. Когда предыдущий оратор говорит, что по часам в России можно легко понять, что за человек перед вами, это многое говорит о РФ и о привычках мышления российских элит.

Если в обществе по наручным часам судят, можно ли быть уверенным в возможностях собеседника, стоит задаться вопросом, почему другие общества не используют этот маркер. Ответ: во-первых, часы (как и бриллианты, машины, яхты и т. д.) - маркер чрезвычайно "расточительный" (гуглим "Потлач"), а во-вторых, часы, как усы, и подделать можно. Вместо того, чтобы инвестировать миллион в рост бизнеса, бизнесмен вкладывает его в низколиквидный, обесценивающийся актив. Цивилизованные общества создали институт репутации, позволяющий более точно предсказывать надёжность партнёра. В России этот институт бесполезен по ряду причин, в частности потому, что все под силовиками ходят, и если сегодня у тебя есть компания с хорошей репутацией, то завтра её у тебя могут и отнять. Приходится идти на издержки, для цивилизованных племён нехарактерные.

Наконец, учитывая информационный повод, стоит особо сказать о дорогих часах на запястьи низкооплачиваемого чиновника. Это тоже сигнал, но несколько другой. Эти часы говорят:

"Я это явно не на зарплату купил. Мне, как видите, заносят взятки миллионами. И об этом все знают, в т. ч. мой начальник. Мне, как видите, ничего за это не бывает - и не будет. Так что заносите, и почаще :) ... А что череп? Череп значит 'memento mori' - умри ты сегодня, а я - завтра."

Стоит обратить внимание, почему люди стремятся обладать любыми статусными вещами. Понятно, что это показатель достатка, благополучия, успешности. Стремление демонстрировать свое положение в обществе пришло к нам из архаического общество. В то время, когда в родоплеменной общине не было "полноценного" вождя, была возможность для конкуренции нескольких лидеров. Самые успешные собиратели и охотники устраивали некие "пиры", где делились всем, что смогли добыть. Зачем? Для того, чтобы продемонстрировать свою удачливость в добывании пищи и показать, что в голодный год на их удачу община сможет положится и пережить бедствия. Таким образом, наши предки передали нам привычку обладать статусными знаками для того, чтобы заручится доверием окружающих и показать свою успешность в жизни.

Полина Ткаченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
показать ещё 4 ответа