Олег Сидоренко
август 2015.
2359

Нуждается ли современное общество в новой глобальной современной религии?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
6 ответов
Поделиться

Глобальная религия потребления уже существует и активно развивается, принимая в каждом новом поколении все новые и новые формы. Игровой ответ на этот вопрос содержится в вышедшем в прошлом месяце клипе и песне "Молитвенная" группы Ленинград: youtube.com песня в частности снабжена замечательным комментарием, которым позволяет полнее осознать происходящее в музыке и на экране, не знаю кто написал этот текст, сам Шнур, или кто-то из Петербургских искусствоведов, однако позволю себе привести его здесь в качестве цитаты:

Существует интересная версия, согласно которой Алексей Толстой, делая русское переложение сказки про Пиноккио, сводил свои счеты с символизмом.

Взяв за основу итальянскую сказку Карло Коллоиди, красный граф умело вписал в реалии этой сказки друзей своей юности. В образе Пьеро он показал Александра Блока, Карабасом-Барабасом был Всеволод Мейерхольд, а сама коллизия с поисками таинственного Золотого Ключа, открывающего нарисованную дверь отлично характеризует все декадентские надежды символизма, видевшего в эстетском придуманном ими самими нарисованном мире единственное спасение - бегство от реальности.

Таким красивым и искусственным символистам и виделся Бог.

“В алом венчике из роз”, а не в страшном терновом венце.

В 90-е годы Страна Дураков из “Золотого Ключика” стала самой востребованной метафорой жизни в России. На авансцену вышли Коты Базилио и Лисы Алисы различных мастей, население делилось на лохов и жуликов, тех кто смог одурачить, и тех, кто не смог быть одураченными. Спустя многие годы совершенно ясно, что Буратино и его друзья победили, наша реальность - больше не Страна Дураков, мы нашли золотой ключик и попали в нарисованный театр в каморке папы Карло.

Нарисованный инстаграмовскими фильтрами и губной помадой, историями о красивой жизни и сладких мечтаниях.

Символизм обрел реальность. Теперь он у каждого в инстаграме. Нарисованный успех, нарисованный смоки-айс макияж, нарисованный размер груди.

Театр Артемонов, Мальвин и Пьеро без Карабаса-Барабаса.

Собственный прекрасный театр.

В своем стихотворение “Молитва” Александр Блок раз за разом обращается к своей прекрасной даме: Спи!

“Спи. Да будет твой сон спокоен. Я молюсь. Я дыханью внемлю.”

Потому что только во сне бывает это нарисованное счастье. И к кому еще обращаться Блоку, если в этом символическом мире нет Бога.

Бог-справедливый, Бог-Отец здесь не возможен, ибо бегство сюда и есть спасение от него, от его наказаний.

Бог-страдающий и всепрощающий так же не возможен здесь. Ибо тут нет страданий. Только красота и успех.

Но по Канту Бог всегда существует и живет в человеке как осознание абсолюта. И только у этого абсолюта и можно просить свой символистический абсолют: парня побогаче, машину, квартиру.

Все то, что можно сфотографировать и выложить в свой инстаграмовский нарисованный театр.

Бог не слышит этого.

Это слышит демон, который несет в другом блоковском стихотворение героиню этой песни высоко в небе, в нарисованный театр.

Дрожа от страха и бессилья,

Тогда шепнешь ты: отпусти...

И, распустив тихонько крылья,

Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой

Уничтожаясь на лету,

Ты полетишь, как камень зыбкий,

В сияющую пустоту...

20
-4

Венчик всё-таки белый...

0
Ответить
Прокомментировать

Не знаю, можно ли будет назвать это религией, но современному обществу явно нужно больше толерантности. В наши дни множество различных людей вынуждены взаимодействовать друг с другом. И если мы не всегда можем принять людей отличных от нас, то хотя бы должны научиться закрывать глаза на различия. Это бы позволило многим жить самим и не мешать жить другим.

Вообще, в некоторых рассуждениях о том что бы было если бы не было религии ученые высказывают гипотезу, что мир без существования религии не возможен. Т. к. религия была придумана чтобы контролировать общество. Я же склонна верить в то, что человечество может удерживать планку морали без определенного запугивания.

6
-1
Прокомментировать

В религии, как веры во что-то потустороннее, современное общество не нуждается, ибо раз оно современное и образованное, то знает, откуда взялись вообще религии и вера в паранормальные явления и в эту религию оно верить не будет. Однако, можно создать антирелигию, которая высмеивает конформизм и традиционные верования, например, макаронный монстр, формально он ни чем не хуже любого бога, но практически всем очевидно, что его не может быть, таким образом религия десакрализируется, и это очень хорошо.

Jean Claudeотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-3

Если Вы говорите, что современное общество образованное и, опять таки, современное, то почему до сих пор остаются без ответа вопросы о происхождении и появлении человека, Вселенной и в принципе разума?

-3
Ответить
Прокомментировать

Возможно, в развитых странах могла бы иметь успех религия, основанная на личностном росте, поиске своего творческого потенциала и на становлении успешным человеком. Только необходимость этой религии сомнительна.

2
0
Прокомментировать

Желание что-либо решить за общество, в чём оно нуждается, в чём нет, выдаёт в современном обществе состояние старого общества со всеми его тоталитарными красотами и претензиями на истину в идеологии.

Религия, это не "вера во что-то потустороннее". Можно верить во что-либо, и не принадлежать ни к какой религии. Религия это формализованная (догматика, отношения, деятельность, организация) вера. Просто вера во что-то потустороннее может всего этого не иметь. Например, экскурсоводы, наверняка, хорошо знают о массовой и ни сколько не умирающей традиции кидать монетки в фонтаны, чтобы вернуться. Вешать замки с цепями на мосты. Ничем рациональным подобные действия не оправдываются. Я понимаю возражение, что мол это лишь символические действия. Однако и религиозные действия большинства, это тоже символические действия. Не вижу причин, чтобы при процветании одних символических действий, другие символические действия куда-то стремительно пропадали.

Сводимость сознания к физиологии не установлена научно, строгого определения сознания нет. Поэтому место для веры, конечно же, остаётся и сейчас. Основной, самый древний тезис веры -- моё тело не равно моему "я". Эта вера может быть не выражена явно, может быть наоборот продуманна и оформлена. В том числе верить могут и очень серьезные люди msk.ru :)

Да, общей тенденцией при растущем благосостоянии и благополучии общества является рост индивидуализма (никто особо в чужой помощи не нуждается) и, естественно, падение роли любых общественных институтов. В том числе и религии.

В этом плане, радует оптимизм людей, которые думают, что благополучие общества так и будет крепнуть, "а в 1980-ом году нам покажут последнего попа".

2
-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить