Позиция "давать/не давать сдачи" - изначально ошибочная, основанная на рабском мышлении. Это один из наиболее эффективных стереотипов, позволяющих поставить человека в зависимость. Именно поэтому он активно культивируется и пиарится в массовой детской психологии.
Это стереотип реактивного поведения. В то время как поведение должно быть проактивным.
Подлинный выбор не между "ответить, когда дали в морду" или "не ответить, когда дали в морду", потому что в этой схеме в морду-то всё равно дали. Что и требовалось.
Подлинный выбор - "получать в морду" или "не получать в морду". А данная альтернатива напрямую вытекает из другой, ещё более неочевидной: "Готов сам дать в морду" или "Не готов сам дать в морду".
Прошу прощения за многократное использование "морды" - сие для наглядности.
То есть властность человека, его внутренняя сила состоит в презентации окружающим собственной готовности к произвольному насилию. Любому - физическому, психическому, интеллектуальному.
Когда поведение ребёнка таково, что никому даже в голову не приходит его задеть или обидеть - это и есть норма. Это достигается актуализацией ребёнка, его раскрепощением, снятием внутренних запретов и барьеров, развитием коммуникабельности и привлекательности и т.д. Этим и следует с ребёнком заниматься.
Подчёркиваю: речь не о применении насилия в ответ на насилие. Речь о готовности его применить первому, произвольно и безосновательно.
Кроме того, такую готовность не следует путать с подчёркнуто агрессивным поведением. Оно как раз является демонстрацией неуверенности в себе.
И тут возникает следующий непростой вопрос: а как это сделать?
Ребенка безусловно нужно учить самообороне и объяснять ему разницу между инициацией насилия и ответом на него. В идеале отдать ребенка в секцию единоборств, там и гимнастика, и общее физическое развитие и общение заодно.