Почему русский рок такой бардовский?

3106
5
0
3 августа
03:55
август
2015

Если мы понимаем под бардовской традицией некое представление о том, что песня это многословный нарратив с минимумом музыкальных трансформаций, то тут целый ряд причин, ни одна из которых не является исчерпывающей. Во-первых, рок в СССР делали советские люди, многие такими остались до сих пор; а в СССР существовало очень своеобразное, довольно архаичное представление о назначении искусства: искусство, согласно этому представлению, должно было обладать хорошо эксплицированным «смыслом», под «смыслом» же в этом случае понималось довольно утилитарное представление о том, что в искусстве должны быть выписаны рецепты того, как правильно жить и правильно интерпретировать реальность. Этому представлению в школах выучивались все, в том числе и будущие рокеры, несмотря даже на всю свою, может быть, оппозиционность советской власти; так что они принимались учить, вот вам одна причина повествовательной многословности. Во-вторых, советский рок существовал в уникальной ситуации полной оторванности от музыкальной традиции, в которой развивался оригинальный рок-н-ролл; эта оторванность от контекста почти всегда обусловливает невозможность именно музыкального (которое во многом до-рефлексивно) понимания сущности процесса и замену этого понимания какими-то имеющимися под рукой эрзацами; одним из этих эрзацев была существующая у нас традиция эстрадной песни, то есть очень развернутого, поэтически оформленного высказывания, что тоже дает нам в итоге «бардовскость» (Летов, например, очень многое почерпнул из советской песни, как музыкально, так и поэтически). Наконец, в третьих, когда все эти приметы – т.е. наличие смысла, пространный нарратив, метафорика, - в русском роке стали заметны, это сделалось своего рода гордостью и (поэтому) культивируемой особенностью. В-четвертых, люди, играющие русский рок, очень быстро стали примерять на себя тогу поэта - если вы посмотрите на то, что они делают сейчас, то обнаружите, что все они так или иначе проповедуют; из чего можно заключить, что в этой среде происходил и естественный отбор, выталкивавший наверх именно самых говорливых, следуя за спросом, который оформляли поклонники и идеологическая среда. Сейчас это все уже давно ушло, на самом деле: мы судим о том, что русский рок «бардовский», строго говоря, по образцам сочинений пожилых людей, которым давно уже никто не наследует; так что это уже теперь чисто архивный вопрос, скоро он совсем перестанет быть актуальным.

39
0
август
2015

Потому что одной из культурных основ, из которых он вырос (помимо западной рок-сцены), как раз и является бардовская песня. Добавьте к этому ограниченный доступ к профессиональным музыкальным инструментам и студиям звукозаписи на советском этапе развития русского рока, и вы получите музыку а-ля Башлачев, рок-музыку по смыслу, но что-то околобардовское по звучанию

7
0
август
2015

Справедливости ради, далеко не весь русский рок - бардовский. Популярные во второй половине 80-х - начале 90-х рок-группы питерского рок-клуба (Кино, Алиса, Пикник и др.) вдохновлялись не только и не столько КСП, сколько отдельными пластинками, привезенными из-за рубежа, и например в музыке Кино слышно сильное влияние The Smiths, а у Алисы - The Cure. Другое дело, что в своих увлечениях они тоже иногда перегибали палку, заимствуя музыкальный ряд полностью (наиболее характерный пример - песня "Театр теней" Алисы, представляющая собой переигранную "The Kyoto song" The Cure). Что касается московских рок-групп, то к примеру Звуки Му, вдохновлявшихся Talking Heads, также трудно обвинить в "бардовости".

6
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта