Что такое перформанс и акционизм и как их различить?

8175
2
0
3 августа
02:12
август
2015

Обычно определяют так: перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет; акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.

Но, как всегда, есть нюансы.

Например, первые исполнители перформансов не знали термина «перформанс». Они выступали в кабаре, придумывали «синтетический театр» и снимали экспериментальное кино, намеренно смешивая разные жанры – так что провести между ними границу бывает трудно. К тому же в английском языке performance – это любое «исполнение», от постановки спектакля до тактико-технических характеристик оружия, поэтому некоторые критики-искусствоведы-кураторы, чтобы избежать двусмысленности, предпочитают употреблять термин «художественная акция» – но тогда стирается разница между перформансом и акцией, описанная выше.

Художники, опять же, вносят путаницу. Если художник превращает создание картины в публичное представление, то что является произведением искусства – процесс или результат? Если он выдаёт зрителям цветные наклейки, которые надо в случайном порядке лепить на заранее подготовленную инсталляцию – то это инсталляция или уже хэппенинг? Если он делает акцию про политику, то где грань между художественным произведением с политическим месседжем и гражданским активизмом? (Скажем, когда возникла дискуссия о том, были ли акции Pussy Riot искусством или политическим действием, сами участницы группы высказывали противоположные точки зрения.)

А есть ещё искусство «социального поворота» («искусство социальных отношений», «коллаборативное искусство», «социально ангажированное искусство», «диалогическое искусство») – когда художник реализует с участием зрителей некий исследовательский проект или создаёт для них некое общественное пространство. С одной стороны, это что-то похожее на художественный акционизм, с другой – нечто совсем иное и не без своих собственных внутренних противоречий.

В общем, всё сложно.

Что читать: можно начать с книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг, статей в «Художественном журнале», каталога выставки «Перформанс в России. Картография истории», записей лекций на YouTube (точно не подведут каналы «Теорий и практик», музея «Гараж», Андрея Великанова). Но наверняка забыла что-то суперважное (

23
0
август
2015

Как и во всех случаях, когда речь идет о словах и понятиях с близким значением, единственного, правильного ответа на вопрос о различиях между перформансом и акционизмом быть не может. Но критерии разграничения задать важно и полезно.

Я бы предложила рассматривать акционизм в непосредственной связи с художественными практиками авангарда, в основе которых лежат антибуржуазные жесты провокации и шокирования публики. В связи с этим эстетика акционизма носит подчеркнуто плакатный, риторический, политический характер: некое индивидуальное или коллективное действие направлено на конкретного адресата и совершается ради достижения очень конкретного результата: призвать, обратить внимание, громко заявить, дискредитировать, вскрыть стереотипы восприятия. Хрестоматийный пример акционизма – театрализованные акции Кристофа Шлингензифа: в 1998 году он основал партию «Шанс-2000» и участвовал с ней на выборах в бундестаг, устраивая уличные перформансы с участием немецких безработных перед резиденцией канцлера Гельмута Коля; он же придумал проект «Вагнер-гонки», когда в течение нескольких дней по шоссе Рурской области носились автомобили с внешними динамиками, из которых доносилась музыка Вагнера.

Практики перформанса носят более закрытый и интимный характер и ориентированы на проверку границ человеческого существования в его физическом, психологическом, духовном измерениях и в целом носят проблематизирующий, вопрошающий характер. Не случайно перформанс всегда имеет ярко выраженное телесное измерение и содержательно представляет собой испытание границ и возможностей человеческого тела. Классический пример здесь – перформансы Марины Абрамович, которые строятся на столкновении переживаний боли, крови и физических пределов тела. Зритель в перформансе оказывается очень близко к перформеру, их роли и чувственные переживания оказываются предельно сближены. В большинстве случаев позиция зрителя в ее традиционном значении в ситуации перформанса оказывается невозможной и трансформируется в поступок как результат сознательного и в любом случае неизбежного выбора.

Лучшая книга обо всем этом – «Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте.

18
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта