Почему я - это я? Какова была вероятность того, что я появлюсь на свет именно собой, а не кем-либо другим?

Ответить
Ответить
Комментировать
8
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Вопрос(ы) задан в предположении того, что "я" дано как некая чистая субъективность, индивидуальность и уникальность и оно предсуществует реальному, эмпирическому, психологическому, личному "я", в котором лишь воплощается/перевоплощается и узнает/пытается узнать себя. Это предсуществование и независимость "чистого я" и обрекает "личное я" на подобные муки самосознания: Кто я на самом деле? Почему я - это я? Я ли я?

Подобное логически некорректное удвоение "я" и гипостазирование "чистого я" лежит в основе не только данного наивного, но искреннего вопроса, но и значительного числа многословных квазирелигиозных, паранаучных и псевдофилософских спекуляций на эту тему. Своеобразным, захватывающим по содержанию и остроумным по форме, опровержением этих фантазий можно считать замечательную повесть Р. Шекли "Обмен разумов" (рекомендую!).

Преодолеть эту (псевдо)проблему можно заметив, что вопрос о "я" это, прежде всего и непосредственно, (1) вопрос самого "спрашивающего я" и (2) вопрос "я", спрашивающего о самом себе. Т.о. в фокусе внимания оказывается мое актуальное, т.е. здесь и сейчас устанавливаемое = рождающееся в муках сомнения (сознания) "личное я", а не условная конструкция "я вообще", по содержанию совпадающая (или соотносящаяся) с "моим я", но почему-то вынесенная вовне - за пространственно-временные пределы "моей жизни".

И такое актуальное я - "не почему?": у него нет внешнего основания и причин, гарантирующих необходимость его рождения и тем более рождения именно его. Оно самоосновно и появляется не благодаря (т.е. "почему?"), а вопреки ("несмотря на"). Т.е. заранее рассчитать вероятность его появления невозможно просто потому, что неизвестно вероятность чего рассчитывать? А задаваться подобным вопросом после появления - бессмысленно, поскольку здесь "я" уже действительно, а не вероятно.

Но действительность этого я - открыта и не завершена: здесь "я" не венец и реализация внешних ему причин и возможностей, а causa sui (причина самого себя) и возможность действительного (т.е. деятельного) самоосуществления. И вопрос здесь уместен, но скорее вопрос "Зачем (для чего) я?" и "Как (каким образом) я?"

Как-то так :) Успехов в самопознании! :)

3

Быть может, не просто так такой вопрос появляется?..)

0
Ответить

И...?

0
Ответить
Прокомментировать

Потому что ты это ты рооооооооооооооооооооооотоотоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооолоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооогоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

1
Прокомментировать

потому что восприятие человека заканчивается там где где заканчивается его тело. то есть ты и все др часть большого сознания и каждый чувствует внутри своих рамок

0
Прокомментировать

Кем бы ты ни появился на свет, это всё равно был бы ты. Почему ты такой, какой ты есть? Буддисты и индуисты говорят, что это прямое следствие твоих заслуг в предыдущих перерождениях. Монотеисты, наверно, сказали бы, что такова воля господа. Атеисты сослались бы на стечение обстоятельств, случайность, либо предопределённость, детерминизм (что не противоречит буддистской точке зрения). По факту ты просто не мог бы быть кем-то другим. 

Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0

Я атеист. Но я не согласен с последней фразой. Я только рад, что я - тот, кто есть, но я считаю, что вероятность того, что я должен был быть рождён именно в этом теле - 0,0000..1.. . Почему? Я считаю, что кем родиться - чистая случайность. С другой стороны - каждый из нас не мог родиться никем другим. Это парадокс, но здесь пересекаются предопределённость и чистая случайность.

Можете минусовать, но это моя позиция, и я считаю, она наиболее близка к истине.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить