Леонид Самошенко
7 августа 11:57.
2177

Почему я - это я? Какова была вероятность того, что я появлюсь на свет именно собой, а не кем-либо другим?

Ответить
Ответить
Комментировать
8
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Потому что ты это ты рооооооооооооооооооооооотоотоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооолоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооогоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Вопрос(ы) задан в предположении того, что "я" дано как некая чистая субъективность, индивидуальность и уникальность и оно предсуществует реальному, эмпирическому, психологическому, личному "я", в котором лишь воплощается/перевоплощается и узнает/пытается узнать себя. Это предсуществование и независимость "чистого я" и обрекает "личное я" на подобные муки самосознания: Кто я на самом деле? Почему я - это я? Я ли я?

Подобное логически некорректное удвоение "я" и гипостазирование "чистого я" лежит в основе не только данного наивного, но искреннего вопроса, но и значительного числа многословных квазирелигиозных, паранаучных и псевдофилософских спекуляций на эту тему. Своеобразным, захватывающим по содержанию и остроумным по форме, опровержением этих фантазий можно считать замечательную повесть Р. Шекли "Обмен разумов" (рекомендую!).

Преодолеть эту (псевдо)проблему можно заметив, что вопрос о "я" это, прежде всего и непосредственно, (1) вопрос самого "спрашивающего я" и (2) вопрос "я", спрашивающего о самом себе. Т.о. в фокусе внимания оказывается мое актуальное, т.е. здесь и сейчас устанавливаемое = рождающееся в муках сомнения (сознания) "личное я", а не условная конструкция "я вообще", по содержанию совпадающая (или соотносящаяся) с "моим я", но почему-то вынесенная вовне - за пространственно-временные пределы "моей жизни".

И такое актуальное я - "не почему?": у него нет внешнего основания и причин, гарантирующих необходимость его рождения и тем более рождения именно его. Оно самоосновно и появляется не благодаря (т.е. "почему?"), а вопреки ("несмотря на"). Т.е. заранее рассчитать вероятность его появления невозможно просто потому, что неизвестно вероятность чего рассчитывать? А задаваться подобным вопросом после появления - бессмысленно, поскольку здесь "я" уже действительно, а не вероятно.

Но действительность этого я - открыта и не завершена: здесь "я" не венец и реализация внешних ему причин и возможностей, а causa sui (причина самого себя) и возможность действительного (т.е. деятельного) самоосуществления. И вопрос здесь уместен, но скорее вопрос "Зачем (для чего) я?" и "Как (каким образом) я?"

Как-то так :) Успехов в самопознании! :)

Показать остальные 1 ответ
Ответить