В отношении животных существует термин "элементы рассудочной деятельности". Думают ли животные и из чего состоит их "интеллект"?

1072
4
0
2 августа
12:08
август
2015

Этот термин введен в свое время И.П.Павловым. Напомню, что этот ученый не занимался исследованием ИНТЕЛЛЕКТА, да в те поры это было и невозможно в принципе. Изучались только отдельные поведенческие проявления, а описание психической деятельности тогдашней науке было недоступно.

И.П.Павлову не только не удалось, но, похоже, даже и не захотелось определить, что такое "рассудочная деятельность", какие-такие "элементы" есть в ее составе и какие из них представлены у животных.

С тех пор наука сделала громадный шаг вперед. Сейчас уже существуют методы описания не только поведения, но и психической деятельности, которая предшествует поведению и целиком определяет его. Не удивляйтесь, но очень многое для исследования интеллекта животных и человека дала такая область знаний, как ТЕОРИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Ну, и еще многие и многие направления в прикладной математике, лингвистике и смежных областях.

ДА, ОНИ ДУМАЮТ! Нетрудно показать, что зверь, неспособный думать, попросту помрет с голоду.

Например, положено считать, будто абстрактное мышление - это высший вид той самой "рассудочной деятельности". По определению, абстрактное мышление состоит в использовании информации в отрыве от ее непосредственного восприятия.

А теперь представьте себе, что стало бы с волком, который, увидев зайца, не мог бы сообразить, кто это такой. Ему пришлось бы всякий раз заново придумывать, как охотиться на этого диковинного зверя... да и вообще, можно ли на него охотиться или он сам кого угодно слопает. Заяц за это время удерет, а голодный волк так и будет скитаться по лесу, пока не погибнет от истощения.

Нет, волк не может не знать, что такое "заяц вообще"! Вот Вам и абстрактное мышление во всем его цвете.

Такого рода анализ естественных процессов, обеспечивающих выживание в природе, дает для понимания интеллекта намного больше, чем любые эксперименты "с Рафаэлем и Розой"!

Подробнее можно прочесть вот тут: krivolapchuk.ru

12
2
август
2015

За ответом я бы порекомендовал обратиться к учебному курсу "Зоопсихология", за авторством доцента МППГУ Марии Николаевны Сотской. rudn.ru

Курс этот - про понятие "высшая нервная деятельность" в целом. От архитектуры нервной ткани и до базовых инстинктов. Курс, в принципе, интересен весь, я рекомендую его прочесть целиком (хотя он сложный, не думайте, что одолеете его наскоком). Но одна из глав там посвящена конкретно элементам рассудочной деятельности и вообще современному определению термина "интеллект", что мы в него включаем и какие из его составляющих доступны животным: rudn.ru

Если очень кратко, речь о следующем. Учёные уже давно пытаются изучать мышление человека - как оно устроено, из чего состоит, на чём базируется. В каком-то смысле, "на передовой" этого процесса оказались зоопсихологи, или, как они себя называли в 20-м веке - биологи, занимающиеся изучением высшей нервной деятельности (ВНД). Специалисты по ВНД. Экспериментируя на животных, они пытались выявить низшие составляющие процесса мышления, а потом последовательно вычленять их, обнаруживая на их фоне всё более и более высокие и сложные процессы.

Родоначальником этой науки был именно Павлов, открывший и описавший понятие рефлекса. Рефлексы есть у всех. Это самый низший и самый простой уровень процесса мышления. Его эксперимент со звонком и собакой знают все. Однако его вклад в науку на рефлексах не закончился. Изучив рефлексы, он начал изучать более сложные уровни иерархии и хотя ничего столь же фундаментального не открыл, сам факт, что он увидел за рефлексами что-то более сложное и основал науку, которая это изучала - едва ли не важнее его первоначальных достижений.

Поведение человека описывается несколькими разными синонимами: рассудок, интеллект, мышление. В среде учёных, изучающих мышление животных принято использовать нейтральный термин "рассудочная деятельность" или даже "элементы нассудочной деятельности" (ЭРД), чтобы не вызывать ненужных ассоциаций с мышлением человека.

Согласно определению Крушинского (работавшего в области изучения поведения животных в 70-е) "рассудочная деятельность животных - это способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях". Иными словами, способность животного адекватно действовать в условиях, в которые это животное никогда не попадало и к которым не подготовлено эволюцией.

Так вот, глава "Рассудочная деятельность" рассказывает преимущественно о том, какие эксперименты ставились для выявления у животных этих способностей. Лабиринты для крыс, бананы и палки для обезьян, вот это вот всё: rudn.ru

6
0
август
2015

Два слова - вдогонку. Одни из самых высокоинтеллектуальных животных - вороны (вообще, семейство врановых). Они умеют считать - по крайней мере, до пяти, узнают себя в зеркале (что прямо указывает на абстрактное мышление) и даже ориентируются при этом - с учётом "зеркальности" - где право, а где лево; демонстрируют удивительные способности в проектировании вообще (например, бросают на пешеходный переход грецкие орехи, ждут когда проезжающие автомобили их раздавят, а потом, на зелёный сигнал светофора, слетают вниз собирать "урожай"). Ну, и т.д. Таким образом, можно говорить лишь об отличии "в степени" (т.е. "количественном") человеческого интеллекта от интеллекта животных. "Качественное" же отличие человеческого ума от ума животных обнаруживается в другой области, не области интеллекта. ("Интеллект" и "рассудок" - синонимы)

4
2
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта