Денис Утарбаев
ноябрь 2017.
382

В чем суть процессов сведения и мастеринга?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

В целом Элина всё правильно написала, позволю себе уточнить её ответ. Всё-таки сведение и мастеринг - это различные процессы. Сведение - это процесс перехода в контратаку и погоню за отступающим противником ( аранжировкой ) и сильно зависит от вашего опыта и наявности времени, а также знания того, как звучит ваша референсная мониторная система в целом. В идеале, если есть время, хорошо было бы дать себе остыть от творческого накала. На другой день, когда творческие страсти стихнут и вы начнёте мыслить более обьективно, начинается сведение, процесс, отделённый от компонирования и аранжировки (желательно!). Исходим из того, что всё нужное сочинено и присутствует в миксе. Нужно послушать все треки по отдельности, друг за другом и вырезать эквалайзером те частоты, которые и приводят к грязностям в миксе. Низа - как работает бас с бочкой вместе? А со всеми барабанами? Чего в супе не хватает? Может инструментальное соло слишком уж громко? Ничего не накручиваем(!), только вырезаем!  Убираем слишком щедрой рукой накрученные Hall, Delay и подобные симуляции помещения, уровни силы звучания каждого трэка, а также разбираемся с панорамами и динамическими обработками ( компрессор, гейт, особенно если они выполняют звукотворящую функцию, - придают особенное звучание вашему материалу!) При помощи панорамы и пространственных эффектов рассаживаем тембры по огромной виртуальной сцене, - кто-то будет играть далеко, в глубине сцены, и левее центра, а кто-то - правее, и близко. Сведение - мастерская игра динамических и симуляционных эффектов. И поле для ранних принятий решений! Если вы работаете над экстремально сложной песней и хотите до самого конца иметь контроль над любой мелочью, то просто рискуете микширование не закончить никогда! Потому что лучшее - враг хорошему! Поэтому рискуйте и принимайте решения! Все хоры звучат как надо, - суммируйте их в стерео-трэк( bouncing). Так же - перкуссия, духовые, струнные, гитары, барабаны (а тут уже лучше бочки и дробники вместе с басами оставить отдельно до конца, - скорее всего в финальном миксе их окажется слишком мало!  ). Особенно трепетное отношение должно быть к вокалу! Аурал-эксайтер вам в помощь! И ещё кучу всяческих улучшателей голоса. Если знаете, как это всё добро применить ( Все ,,душевные голоса'', с особенной теплотой и хрипотцой, прямо-таки лезущие в серце - это оттуда...А вы думали от певца!!!??? ) Холить и дилеить своего вокалиста надо обязательно, но очень в меру.

Общих железобетонных правил нет, - исходите из контекста! Сведение - это прежде всего творчество и мужество принимать решения! Когда все дорожки звучат как надо, добавляйте их одну за другой, постоянно контролируя микс. Картинка сложилась? Отлично! Попробуйте послушать её на всех устройствах, которые только доступны. Вплоть до китайских компьютерных колоночек размером с кулачок ребёнка, карманного плейера, смартфона, убитого кассетника Весна-305 и т.д. ( На таких с позволения сказать приборах слушает радио и музыку большая часть населения планеты! ) Может придётся ультранизкий жирный бас сделать не таким уж низким и не таким уж жирным? А может синтовое соло затерялось? Или вокала ещё мало? Все слова слышно? Поправьте всё, что можно поправить, не ухудшая звучания в референсных мониторах, помогите звукорежиссёру, который в будущем будет делать мастеринг. Добейтесь компромисса - ваша песня должна звучать удовлетворительно на всех устройствах! Даже моно( кухонная радиоточка... ).

В мастеринге работают приблизительно так же, но с готовым миксом песни. И не одной, а всего альбома. Попросту готовят альбом к изданию на CD. Ещё раз уменьшают динамику, помещают исполнителей в одно помещение, делают нормативные паузы между песнями, fading in/out...Делают уровень сигнала максимальным, но без хрипа! Изготовляют мастер-болванку... И матерят режиссёра, который делал сведение, за допущенные просчёты и ляпы!

9
Прокомментировать

Если говорить по-простому, то суть сведения в том, чтобы каждый инструмент, каждая партия были на своем месте. В мутном миксе все сливаются, создается неприятный фон,  который создают "грязные" частоты, либо просто смазываются партии. В мутном миксе с трудом можно распознать инструменты, они будто не там, где должны быть. Также обычно не хватает верхушки, может быть не слышно бас или бочку. В хорошо сведенном миксе все органично, все так, как должно быть.

Мастеринг - это по сути выравнивание трека по громкости, доведение его до коммерческого уровня громкости. Плохо отмастеренный трек - это, например, слишком тихий либо с перегрузом трек. Слушать его, конечно, можно, но не очень приятно. 

Элина Шороховаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
Прокомментировать
Ответить