Раз все молчат, то скажу об одной любопытной версии. Главным продуктом для транспортировки по этому легендарному пути была не пушнина (тут хватило бы несколько лодок в год), а ... бревна нашей лиственницы для строительства Венеции (и не только). В Европе куски её ареала были не большими и быстро закончились, а в костромских лесах лиственницы было тогда море. А вот с таким грузом переволока и правда была очень тяжела и мучительна.
Простой детский вопрос: что тяжелей - один килограмм пуха или килограмм железа?
Перемещать волоком железные чушки удобнее чем объемные короба с пушниной.
Попробуйте волоком перетащить машину без колес.
Дороги на пути из варяг в греки были не асфальтированы, без разметки и станций тех. обслуживания.
Так корабли викингов и отличались тем, что могли плыть даже по довольно мелким рекам, разве нет?