Что бы почитать, чтобы лучше понять культуру повседневности античности, в частности, отношение к телу?

3974
1
0
2 августа
00:45
август
2015

Для первого знакомства с повседневной культурой античности можно начать с текстов, данных в занимательно-познавательном ключе: это, например, книги М.Л. Гаспарова “Занимательная Греция”, В.В. Латышева “Очерк греческих древностей”, М.Е. Сергеенко “Жизнь Древнего Рима” и ее же “Помеи”. Они неоднократно переиздавались и потому их легко найти. Сейчас вышло довольно много специальных научно-популярных монографий о различных сторонах жизни в античности, в которых среди прочего поднимаются и вопросы об отношении к телу: о спортивных состязаниях (Ю.В. Шанин “История античного атлетизма”), застольях (Ф. Лиссараг “Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира”; Ж.-Ф.Ревель “Кухня и культура”), роскоши (Ж.-Н. Робер “Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой”), о мире частного человека от рождения до смерти (История частной жизни: под общей редакцией Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т.1.) и т.д. Это, кстати, замечательное “летнее” чтение, в особенности для тех, собирается провести каникулы/отпуск в Греции или Италии.

Если захочется глянуть глубже, можно обратиться к более “строгим” текстам, например, к труду Г.С. Кнабе и И.А. Протопоповой “Античная культура”, где сопоставляются греческий и римский пласты античной культуры (см.“История мировой культуры”) или к книге А.И. Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э.”, где предлагается гипотеза того, что стало причиной возникновения т.н.“греческого чуда”. Книга Г.С. Кнабе “Древний Рим – история и повседневность” будет полезна тем, кого интересуют культурологические “штрихи” – феномен городской толпы и тесноты, семантика древнеримской одежды, как бытовое и обыденное может характеризовать социокультурную принадлежность человека и пр. Очень важны для понимания древнегреческой культуры такие труды, как “Пайдейя. Воспитание античного грека” В. Йегера и “История воспитания в античности” А.-И. Марру, где рассматривается, как складывалась программа духовного и физического воспитания в античности, т.е.проявлялась забота о теле и духе.

Что касается того, как феномен телесного представлен в античной культуре, то, по словам А.Ф. Лосева, вопрос этот не нов со времен Винкельмана, Гете, Гегеля и Ницше (А.Ф. Лосев “Очерки античного символизма и мифологии”). Как немецкие классики интерпретировали пластическую интуицию тела в античном искусстве, философии и науке, можно узнать, обратившись к “Истории искусства древности” И.И. Винкельмана, “Эстетике” Г.В.Ф.Гегеля, “Рождению трагедии из духа музыки” Ф. Ницше. На приоритет телесного над личностным в греческой культуре обращали внимание О. Шпенглер (“Закат Европы”), А.Ф. Лосев (“История античной эстетики”), Ф.Ф. Зелинский (“Гомеровская психология”): человек – это не душа, не неповторимая личность, но вот это конкретное тело – источник действий и объект похвалы или наказания. Нельзя не упомянуть М. Фуко и его “Историю сексуальности” (т.2 (“Использование удовольствий”) и т. 3. (“Забота о себе”)) с анализом существовавших в античности практик отношения к себе и другому. Наконец, следует также обратить внимание на книгу Р.Б. Онианса “На коленях богов”, в ней особенно наглядно показывается, что древний грек больше укоренен в мире телесного, чем нам кажется: все его “душевные” функции – эмоции, память, ум – имеют телесную основу.

29
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта