Victoria Bergman
август 2015.
1630

Почему про неприятных людей говорят «не сяду с ним за один стол», имеется в виду «стол переговоров» или обычный обеденный стол?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Думаю, что стол здесь подразумевается как сакральное пространство, в этом и кроется этимология выражения. Если разбираться в семантике стола в культуре повседневности, то станет ясно, что стол воспринимается как важнейший локус, место, где регулярно находится в сборе вся семья, в нашем культурном коде - это сакральный центр дома. Видимо отсюда и проистекает нежелание того, чтобы неприятный нам человек вторгался в наше сакрализованное, почти-таки святое пространство;

Отсюда же и регламентация поведения за столом, правила и запреты застольного этикета, известные нам с детских лет. В этом также играет роль символическое осмысление стола как церковного престола. Именно по причине этого уподобления стола престолу за трапезой нельзя было смеяться, есть следовало молча, а нарушение этих правил каралось. Также нужно отметить, что стол помимо всего сказанного, всегда соотносился с идеей пути, с идеей перехода из "чужого" мира в мир "свой" и обратно. Эта же идея границы наблюдается и с порогом ( "ему доверия только до порога", "перейдешь порог - пройдешь и горы" ). Отсюда типичная для народного сознания оппозиция свой-чужой, в которой "своим" можно стать, перейдя какую-то определенную сакральную границу

12
-1

А расскажите еще, пожалуйста, про связь с церковным престолом и идеей пути! Просто меня это очень удивило, никогда не слышала про это.

+1
Ответить

Постараюсь! Стол и престол связаны и по этимологии и по семантике. О христианском подтексте будет говорить, например, расположение стола - традиционно это место под иконами, в красном углу. Об этом писал, к примеру, Байбурин, говоря, что стол и киот связывались в народном сознании с престолом и иконостасом в церкви, таким образом, красный угол, где стоит стол, оказывался сакральным местом, своеобразным аналогом церкви.

Еще могу сослаться на фольклорные экспедиции РГГУ, в результате которых были записаны данные, а точнее поверья, объясняющие известный нам запрет на локти на столе: "Пресвята Богородица не престоле не усидит". По другой записи, Богородица может "не усидеть" на столе, если от женщины за этим столом услышит матерное слово.

Также на семантическую смежность стола с церковным престолом указывает то, что в иконописи Иисус с Богородица часто восседают на престоле, точь-в-точь напоминающем стол. А "сидеть на столе", если довериться Далю, будет значить "быть государем, святителем".

По поводу пути - в доме есть несколько локусов, которые несут сакральный смысл и идею границы: порог, стол, матица (поперечная балка в центре избы). Путь в этом случае осмысляется как то расстояние, которое преодолевает человек перед тем, как войти в сакральную зону, из "чужого", "путника" стать "своим" ( в сакральном смысле сделать это возможно, лишь совершив один шаг, к примеру, перейдя порог, а смысл для народного сознания тут будет таиться огромный).

+3
Ответить

Ого, спасибо. Интересно!

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить