Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы относитесь к использованию мата в кино, музыке, литературе?

Искусство и культураЛитература+3
Ярослав Русский
  · 7,5 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 1 авг 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Важны не слова как таковые, а способ и контекст их употребления.

Поэма Александра Блока "Двенадцать" на тему революционного Петербурга заканчивается строками:

"В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос."

Строчка в своё время наделала много шума, поскольку Христос идёт впереди не чего попало, а красноармейской колонны. Многие вполне оправданно задаются вопросом, что сие означает. В романе Пелевина "Чапаев и Пустота" главный герой в полушутку говорит, что Блок в итоге изменил последнюю строку, и теперь впереди красноармейской клонны идёт — матрос.

Не нужно быть человеком тонкой внутренней организации, чтобы понять, что Христос и матрос — не одно и то же. Матрос сильно меняет и эмоциональную насыщенность, и смысловую составляющую финала. Это же финал, блин. Поэмы. Страниц на десять. Тут нужно не ошибиться.

К чему я об этом. Представьте себе, что Блок таки поменял конец поэмы, но теперь последняя строчка звучит как "шел какой-то хуесос".

Вот и задачка — какой вариант оставить? Кто из них лучше справится с поставленной задачей? Христос — максимально внезапно. Матрос — конформистски, зато не расстреляют. Хуесос — кому-то может и грубо, но зато скоморошнический посыл поэмы достигает полного накала. Это не просто одно слово — это три совершенно разных поэмы.

Так вот, мнения тут могут быть какие угодно, но факт в том, что Блок уже закончил поэму определённым образом, и вряд ли её исправит. Какое из них лучше, какое хуже — совершенно не важно. Важно то, что одно слово может перевернуть текст, состоящий из 1200 слов. Оно может создать или убить поэму. И следовательно, сила хуесоса в данном случае состоит не в том, матерное оно, или не матерное — а в его положении в тексте.

Никакому "мат в стихах это бе" нечего противопоставить такой силе.

Композитор, студент Венской консерватории  · 1 авг 2015
Если это песни и клипы группы Ленинград, мы говорим - ДА!!! Как поет вышеупомянутый классик в песне "Фиаско": Жизнь мела и кружила порошею, Без причины её отфутболили, Отменили слова нехорошие: "Не нуждаемся в них уже более". Что же с нами со всеми сталося, Всё по пенису и до фаллоса? и т.д. по тексту Читать далее

конечно иат это выражение самых эмоциональных чувств но применение "всуе" считаю очень дурным тоеом

программист  · 1 авг 2015

Тема обширная с огромным количеством примеров, но в моём ответе я не буду копаться в истории.

Тут всё как и в жизни.

Скверное словцо должно нести в себе эмоциональный окрас. Если же мат лишь заполняет пустоты, то грош цена автору.

главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 2 авг 2015
Полезно понимать, что у мата (который профессионалы называют, как правило, иначе — инвективной или обсценной лексикой) могут быть разные функции, особенно в искусстве. Ну, например, если писатель описывает повседневную жизнь уголовников, лагерников, колхозного крестьянства или низовой технической интеллигенции, и герои у него постоянно разговаривают друг с другом, но... Читать далее