Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Экспансия верлибрических текстов является деградацией культуры или превышением критической массы бездарных, но предприимчивых людей, желающих считаться поэтами?

Искусство и культураЛитератураПоэзия
Анонимный вопрос
  · 2,9 K
Поэт, переводчик, литературный критик  · 2 авг 2015  · trepang.livejournal.com

Ни тем, ни другим. Она является отходом поэзии от формалистического диктата. Причины этого, в первую очередь, в том, что традиционалистская поэтическая эстетика еще в начале XX века начала требовать обновления, отказа от строгости формы. Архаичная форма не могла вместить нового содержания, потому что, загнанное в эти рамки, оно выглядело неестественно. В XX же веке традиционная форма стала удобным прокрустовым ложем для официальной поэзии консервативных по своей природе тоталитарных/авторитарных режимов, и в поэзии неофициальной это также порождало сопротивление (так было, например, в польской поэзии, до некоторой степени и в русской). Мысль о том, что поэт непременно должен рифмовать, сродни мысли о том, что художник непременно должен рисовать «как в жизни», и именно этой мысли придерживаются обычно дилетанты, «желающие считаться поэтами». Зайдите на любительский сайт вроде stihi.ru: подавляющее большинство поэтической продукции будет там рифмованной силлабо-тоникой.

Между тем написать хороший, внутренне выверенный верлибр — очень непростая задача, в том числе, как ни парадоксально, непростая и формально. Человеку привычен ритм, и, отказываясь от рифмованной силлабо-тоники, поэты все равно часто бессознательно стремятся к тонике, к ритму, держащемуся на количестве ударений.

Данный вопрос любопытен тем, что четко отражает некоторое количество распространенных в России анахронизмов в представлении о том, что есть форма в искусстве. Во-первых, верлибр почему-то упорно определяется как главный пример современной поэзии, что не совсем правда. Плохая новость в том, что в современной поэзии есть такие феномены, которые под понятие верлибра уже не... Читать далее
Первый
Вопрос, видимо, задан неверно. Невозможно говорить об экспансии, ибо такой взгляд на ситуацию предполагает былую статичность которая отчего-то сменилась на новое движение; в том же смысле, невозможно говорить о деградации культуры. Все это не так. Примеры верлибра легко отыскать на протяжении нескольких последних веков русской поэзии; равным же образом, не верлибры... Читать далее