Ни тем, ни другим. Она является отходом поэзии от формалистического диктата. Причины этого, в первую очередь, в том, что традиционалистская поэтическая эстетика еще в начале XX века начала требовать обновления, отказа от строгости формы. Архаичная форма не могла вместить нового содержания, потому что, загнанное в эти рамки, оно выглядело неестественно. В XX же веке традиционная форма стала удобным прокрустовым ложем для официальной поэзии консервативных по своей природе тоталитарных/авторитарных режимов, и в поэзии неофициальной это также порождало сопротивление (так было, например, в польской поэзии, до некоторой степени и в русской). Мысль о том, что поэт непременно должен рифмовать, сродни мысли о том, что художник непременно должен рисовать «как в жизни», и именно этой мысли придерживаются обычно дилетанты, «желающие считаться поэтами». Зайдите на любительский сайт вроде stihi.ru: подавляющее большинство поэтической продукции будет там рифмованной силлабо-тоникой.
Между тем написать хороший, внутренне выверенный верлибр — очень непростая задача, в том числе, как ни парадоксально, непростая и формально. Человеку привычен ритм, и, отказываясь от рифмованной силлабо-тоники, поэты все равно часто бессознательно стремятся к тонике, к ритму, держащемуся на количестве ударений.