Ksenia Semenova
май 2017.
86362

В газете увидела фразу к 9 мая: «73 года без войны». А на самом деле в скольких войнах Россия поучаствовала за эти 73 года?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
14
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

После окончания Второй мировой войны  - речь идет именно о Второй мировой, а не о ВОВ, потому что после девятого мая 1945 года была еще и советско-японская война (9 августа-2 сентября), закончившаяся разгромом и капитуляцией Квантунской армии, о которой тоже почти все забыли - так вот, после Второй мировой Советский союз и Россия участвовали: 

1945 и примерно до середины пятидесятых - операции по уничтожению подпольного сопротивления "лесных братьев", "ОУН-УПА", "бандеровцев" и подобных антикоммунистических вооруженных отрядов в Западной Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Западной Белоруссии, Румынии, Молдове. Сведения о последнем "лесном брате" датируются 1975 годом, в Румынии последний известный активист арестован в 1976.

1946 - война в Маньчжурии, советники и военно-техническая помощь 

1950 - война в Корее, на пике принимал участие целый авиационный корпус, 25 тысяч человек, около трехсот погибших, 35 Героев Советского союза.  

1956 - Венгрия, от пятнадцати до тридцати тысяч человек, более тысячи танков, более четырех тысяч единиц техники. Потери СССР - 600 человек, потери Венгрии - 2500 убитыми и 19 тысяч раненными.

1960, 1964, 1969 - Лаос

1962 - Алжир

1962, 1967 - Йемен

1965 - Вьетнам, около шести тысяч человек, плюс помощь авиацией и ПВО.

1967-1974  - Египет. Арабо-израильские конфликты. Был задействован военно-морской флот, сухопутный советский контингент насчитывал 21 зенитно-ракетный полк, два авиационных полка. 

1967 - Сирия

1967, 1975, 1984 - Мозамбик

1968 - Чехословакия. Двадцать дивизий, более двух тысяч танков, восемьсот самолетов.

1969 - остров Даманский. Потери СССР 58 человек убитыми и около ста раненными. Кстати, мало кто помнит, что помимо Даманского столкновения были тогда и на границе с Казахстаном и на озере Жаланашколь

1970 - Камбоджа

1972 - Бангладеш

1975 - 1979 - Ангола. СССР там был представлен в основном в виде военных советников, также был прислан военно-морской флот и военная помощь, однако поддерживаемая Советским Союзом Куба отправила туда значительный военный контингент, в том числе и танки, и там были сражения, по масштабности сопоставимые со Второй мировой - чуть не дивизия на дивизию. 

1977 - Эфиопия

1978 - Никарагуа. Военные специалисты, медики. Официально - 688 человек. Неофициально - больше. Техники поставлено на сумму до двух миллиардов долларов, в том числе авиация, ПВО, танки, РЛС, сторожевые катера, тральщики.

1979 - Афганистан. Самая крупная война после Второй мировой, десять лет, пятнадцать тысяч погибших и до миллиона (!) убитых афганцев.

1982 - Сирия, Ливан

1987 - Чад

1988 - Карабах

1989 - Тбилиси. Девятнадцать погибших, двести пятьдесят один раненный.

1991 - Южная Осетия

1991 - Вильнюс. Пятнадцать погибших девятьсот раненных. Помимо Вильнюса столкновения происходили так же в Каунасе, Шауляе, Варене.

1991 - Рига. Семеро погибших.

1991 - Москва. Трое погибших. 

1991 - Югославия. Регулярные войска участия не принимали, но на отправку добровольцев власти закрывали глаза. Несколько сотен человек.

1992 - Абхазия

1992 - Таджикистан. Потери около трехсот человек. На этой войне погиб мой троюродный брат Сергей Бабченко.  

1992 - Приднестровье

1993 - события 3 и 4 октября в Останкино и около Белого дома. Около ста пятидесяти погибших. 

1994 - Первая Чеченская война. 

1999 - Вторая Чеченская война

2008 - Вторжение в Грузию

2014 - Аннексия Крыма, вторжение в Украину, оккупация Донбасса. Потери неизвестны. Численность тоже. По примерным подсчетам - около семисот танков, примерно столько же БМП и БТР, несколько сотен артсистем, системы залпового огня. 

2015 - Сирия. 

Отдельной строкой можно выписать Карибский кризис, где, пожалуй, было самое серьезное противостояние между двумя политическими полюсами после Второй мировой, но формально до войны дело все же не дошло.

Плюс миротворческие миссии под эгидой ООН в Сьерра-Леоне, Судане, Бурунди, Косово, Боснии и Герцеговине, Либерии, Чад и Анголе. 

Таким образом, за прошедшие после Второй мировой семьдесят лет, СССР и Россия в той или иной степени участвовали примерно в тридцати конфликтах. То есть  - одна война за два года. Потери СССР составили примерно семнадцать тысяч человек убитыми, потери России до сих пор так и не известны, две чеченские войны официально унесли пять тысяч солдатских жизней, хотя на самом деле эта цифра больше, потери чеченской стороны и мирного населения неизвестны, но, по всей видимости, это десятки тысяч человек. Потери в конфликте в Украине уже превысили десять тысяч человек граждан Украины, потери граждан России членов иррегулярных формирований - неизвестны, потери регулярных Вооруженных сил РФ засекречены и являются военной тайной.  

Аркадий Бабченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
297
-24

 Не было никакой оккупации Донбасса - иначе там не было бы украинских войск. Ну и население Крыма само хотело в РФ, так что с их точки зрения аннексии как таковой и не было, а имело место воссоединение

Полномасштабного вторжения армии РФ тоже не было - иначе обстрелов ДОнецка, Луганска, Славянска просто бы не было в течении многих лет

-148
Ответить

Значит, этот лозунг можно перефразировать "Без войны на территории РФ"

+12
Ответить

Чечня пока что официально считается в составе РФ

0
Ответить

>>Вторжение в Грузию

Эм. Но ведь Грузия САМА напала на Цхинвал и расположение миротворцев. 

Или тут как в "5 дней в августе" несчастный Саакашвилли пытался умиротворить нападающие орды злобных Иванов, не сопротивляясь и не позволяя защищаться?

-46
Ответить

то, что тебе рассказывают по телевизору, зачастую совсем не соответствует действительности!
пора начинать соображать

0
Ответить
Ещё 46 комментариев

Вот именно, что Грузия напала на ОСЕТИЮ. Россию это ни коим образом не касалось, а потом вдруг чудесным образом оказалось, что Россия и Осетия давние друзья и как говорится "брат за брата за основу взято". Россия постояно сует свой нос не в свои дела, при это еще строит из себя миротворца. 

+22
Ответить

постояно сует свой нос не в свои дела, при это еще строит из себя миротворца

это про США скорее можно сказать

-55
Ответить

Аркадий,уверен что Карабах вы из тактичных соображений исключили. Факт гибридного участия полков и батальонов РФ на стороне т.н."арцахского ополчения" бесспорен.Также, участие 366 го мотострелковогр полка в зверствах в Ходжалы, документально подтверждено. Истине надо отдавать наверное должное...

+18
Ответить

Стоят друг друга. 

На мирврой арене пытаются очернить друг друга перед остальными странами, а на деле обе по локоть в крови. 

+30
Ответить

Да, напала на Осетию. Попутно, атаковав расположение миротворческих сил РФ. Действительно, абсолютно нормально было бы выразить традиционную обеспокоенность и никак не реагировать в таком случае. 

+13
Ответить

Да, Россия воюет и оккупирует. Мы сеем смерть на планете вместо развития собственной медицины и науки, вместо образования. В итоге, курс взятый на деградацию общества приведет нас к полному истреблению изнутри. А ради кого живет страна? Ради чего?   

+56
Ответить

"потом вдруг чудесным образом оказалось, что Россия и Осетия давние друзья и как говорится "брат за брата за основу взято""

Спасибо, посмешили.  Существовали Сочинские соглашения 1992 года, которые были первоначально грубо нарушены Грузией.

+13
Ответить

"Аркадий,уверен что Карабах вы из тактичных соображений исключили. Факт гибридного участия полков и батальонов РФ на стороне т.н."арцахского ополчения" бесспорен.Также, участие 366 го мотострелковогр полка в зверствах в Ходжалы, документально подтверждено. Истине надо отдавать наверное должное..."

Отдадим истине должное - при разделе Советской  армии  Азербайджану передали три корпуса ПВО, четыре мотострелковых дивизии и половину Каспийской флотилии. В следствие чего соотношение переданной Азербайджану и Армении технике было 4:1 в пользу азербайджанцев.

+17
Ответить
В смысле - исключил?

"1988 - Карабах"

+8
Ответить

 "Грузия САМА напала на Цхинвал" 

Эммм.... Стесняюсь даже спросить: а Цхинвали - это какая страна?

Грузия напала на Грузию. Прелестно, прелестно...

+31
Ответить

Пропустили  - Горячее Красное море. 

ВМФ СССР в боях у берегов Эфиопии в 80-х – 90-х годах.

alerozin.narod.ru

+5
Ответить

Аркадий, я право не понимаю, Цхинвали -- столица Южной Осетии. Грузия напала на Цхинвали, эрго, на Южную Осетию. Более того, в том же Цхинвали, Грузия атаковала расположение российских миротворцев. Меня смущает тот факт, что вы отчаянно упускаете этот момент.

+7
Ответить

Баку 1990

+6
Ответить

Что за бред?

Какое вторжение в Грузию? Какая анексия Крыма?

-58
Ответить

" Грузия напала на Грузию. Прелестно, прелестно..." 

Грузия нарушила подписанные её руководством обязательства о неприменении силы в данном регионе. Попутно обстреляв подразделение миротворческих войск РФ - которое там размещалось с её согласия. 

+10
Ответить

забыл ещё 93-94 Таджикистан. с рейдами до Файзабада (250 км вглубь Афганистана).

+3
Ответить
Комментарий удален модератором

Евгений, то есть зеленых человечков не было? Это бывшие кадровые украинские военные, да? Может еще Янукович не просил ввести войска российские? А что Чуркин в Совбезе зачитывал? Филькину грамоту?

+38
Ответить

Шли бы лесом такие эксперты, как Бабченко, которые видят все только с одной стороны.

"1979 - Афганистан. Самая крупная война после Второй мировой, десять лет, пятнадцать тысяч погибших и до миллиона (!) убитых афганцев."

Миллион афганцев? А кто их убивал, уж не войска ли СССР? А ничего, что там война гражданская была и в результате дворцового переворота законная власть была свергнута и пришли радикальные мусульманские талибы? Так кто же тогда убил миллион афганцев? Почему вы пишите об этом в контексте "СССР участвовал в войнах" подгоняя читателя к выводу о том, что именно СССР в этом виноваты? А роль США в этом событии не опишите для честности?

-30
Ответить

"Да, Россия воюет и оккупирует. Мы сеем смерть на планете вместо развития собственной медицины и науки, вместо образования. "

Вы что-то здесь попутали по-моему. Если взять историю России после развала СССР, то Россия была вынуждена реагировать на агрессию извне. Прежде всего со стороны США и их саттелитов, что со стороны Грузии, что в случае Украины. Не пи%дел бы Яценюк про изгнание Черно-морского флота, не было бы ни Крыма, ни Донбаса, имхо. Продлили бы договор аренды еще лет на 20 и жили бы дальше мирно, как всю жизнь до этого.

-47
Ответить

Россия оставляет после себя Северную Корею. США - Южную. Samsung, LG, KIA..

Готов всем стороникам России оплатить эмиграцию в Северную Корею. С условием отказа от прочих гражданств.

+28
Ответить

"А ничего, что там война гражданская была и в результате дворцового переворота законная власть была свергнута и пришли радикальные мусульманские талибы?"

Какой-какой переворот? Кто-кто к власти пришел? О боги, боги... Гугл-Афганистан-апрельская революция-википедия-читать.

Никогда не понимал, зачем комментировать, если в голове бред. Радикальные талибы, блин, в результате переворота пришли... О боги, боги...

+19
Ответить

Всем товарищам, которые выше поясняют войну с Грузией грузинской агрессией, хочу напомнить один факт. Вспомните дело Оксаны Севастиди из Сочи, которую осудили на 7 лет за "разглашение государственной тайны".  Мол, она отправила знакомому в Грузию смс-ку, в которой сообщила, что видела на ж/д вокзале составы, которые везут танки и другую технику в их сторону. А соль в том, что смс-ка была отправлена в апреле! То есть задумайтесь: уже заранее туда сгонялись войска, это была тайна (раз за разглашение посадили), а потом - раз! и такой Саакашвили ВНЕЗАПНО "нападает". 

Такая же тайная операция, как "ихтамнеты" Донбасса и россияне в форме украинской милиции в Симферополе.

+36
Ответить

Грузия напала на Грузию. Прелестно, прелестно -

ну это полный лол конечно . Ведь если какая-либо часть страны   формально является таковой, это ж не значит, что это фактически так - ели представить, что Молдавия двинет войска в Приднестровье или Украина начнет полномасштабный боевые действия на Донбассе снова - то разве нельзя сказать, что они на них напали? Ранее Алжир числился как территория Франции - значит ли это, что военные преступления французских войск там были целиком внутренним делом Франции?

-9
Ответить

Бакинские события 20 января 1990 года. По официальной версии погибло 167 человек, более 1000 раненых. Советская армия открыла огонь по гражданскому населению, давила танками. Это чёрный день  в истории Азербайджана.

+10
Ответить

Со «вторжения в Украину» люто проорал

-26
Ответить

Грузия напала на Грузию, Украина - на Украину. А кто-то рядом в белом пальто красивый стоит.

+26
Ответить

А в 17 под видом белых напали англичане, а под видом красных — немцы, или всё-таки это был в первую очередь гражданский военный конфликт, Артём? :)

-5
Ответить

Аркадий, 700 потерянных танков и 700 БМП на Донбассе? Вы серьезно вообще? Это 6 танковых дивизий, не дохрена ли для локального конфликта?

-7
Ответить
А в 17 под видом белых напали англичане, а под видом красных — немцы

Так можно дойти до какой-нибудь средневековой Жакерии.

Есть объективные факты агрессивного поведения РФ с соседями, зафиксированные не только украинской и грузинской сторонами, но и самими участниками конфликтов со стороны РФ. Допустим, с Грузией не все так прозрачно, но почему Нордику, Стрелкова и прочих "героев Новороссии" до сих пор не посадили за наемничество?

+16
Ответить

Не посадили, наверное, потому, что факт их участия именно с целью именно материального вознаграждения (такова формулировка в законе, а лекс хоть и дура, но сед)?

-8
Ответить

Ну за участие в незаконных вооруженных формированиях, статья 208 УК РФ, каждому если не по 15, то по 8-10 лет точно можно навесить.

+10
Ответить

С этим согласен. Тяготею к тому, чтобы всё-таки согласиться и с остальным.

-4
Ответить

Хохлы воюют и здесь =)))

-9
Ответить

war, war never changes

+4
Ответить
АНДРЕЙ ЛУКЬЯНОВ:
Аркадий, 700 потерянных танков и 700 БМП на Донбассе? 

Я понял Аркадия иначе: не потерянных, а участвующих в боях против Украины. И, да, их там не три штуки и не три дюжины. 

+7
Ответить

Вот цитата:

Потери неизвестны. Численность тоже. По примерным подсчетам - около семисот танков...

То есть, "700 танков" относятся к "численности", которая не является "потерями". Значит это - оценка участвовавшей в боях бронетехники, а не оценка (неизбежно более низких) потерь. 

+3
Ответить

Аркадий, можно ещё добавить 1961-1962 Индонезия, Западный Ариан. И, кстати, Китай 1946-1950

+4
Ответить

Про войну 08.08.08 почитайте доклад независимой комиссии под руководством

0
Ответить

...Хайди Тальявини. Где четко обозначено что именно Грузия развязала войну обстреляв Цхинвали, попутно атаковав войска РФ и по этой причине РФ имела право применить силу.

0
Ответить

Писатель, историк и диссидент забыл, что он не у себя в блоге, и занялся привычными манипуляциями: смешал в кучу локальные войны, внутренние конфликты, военную помощь и тп. Попутно еще объявил Россию виновной в военной агрессии против Грузии и Украины, что несколько расходится с точкой зрения на эти конфликты мирового сообщества. Особенно забавным выглядят попытки Бабченко высмеять комментаторов тем, что Грузия якобы напала на Грузию, при этом  в списке российских войн упоминаются чеченские. Видимо, это случай, когда кровавая Россия напала на мирную, небесную, Россию. Но по сравнению с войной между СССР и Баку это выглядит невинным анекдотом. Таково уж видение истории у наших диссидентов. 

-5
Ответить

Всё справедливо, кроме формулировки СССР и Россия. Украина в жизни СССР принимала огромное участие, имела собственное политбюро, единственная из всех республик. И если сейчас утверждается, что украинцы умеют воевать, то и в войнах СССР задних они не пасли.

+7
Ответить

квасные патриоты забавные ребята, даже факты принимать отказываются напрочь.

0
Ответить

Блин, ну автор, конечно, классный. Про СССР все детально расписал. Тут не спорю, правда все. Про Афганистан много чего глупого написал, миллион афганцев наши положили? Смешно. Едем дальше. Вторжение в Грузию? Вторжение в Украину? Я поперхнулся русской водкой, пока гладил своего медведя. Раз автор претендует на право достоверной информации, ему стоит писать правду, а не уходить в политику. Ладно, про Крым я говорить не очень люблю, но факт демократического присоединения был на лицо, несмотря на военное присутствие, в общем тут сложно. 

Надеюсь, автор исправит ошибки.

-15
Ответить

Замечательное сочетание: 72 года без войны, но с кучей ветеранов с льготами... Настоящих ветеранов ВОВ практически уже не осталось.

+5
Ответить

вторжение в Грузию, хаха

-5
Ответить
Прокомментировать

Ну теоретически, в газете написано все верно: без войны с внешним врагом,с теми,кто хотел бы захватить нашу территорию. А если посмотреть вообще, то Россия очень даже воевала. Смотрите сами: Афганистан,Чечня(два раза),Грузия,Украина(да,я русский, и да,я считаю что Россия воюет на Украине, а не просто наблюдает за всем этим),Сирия.

73
-7

Так и есть... на Донбассе русских контратников прудь пруди...

+13
Ответить

Тогда уж Можно добавить Вьетнам, Чехословакия, Египет, итд.

+11
Ответить

А у меня такое предложение, а давайте называть ВОЙНОЙ то, по факту чего имеется соответствующая нота в МИД соответствующих стран? Нота об объявлении войны Россией Украине в МИД обеих стран есть?

-22
Ответить
Ещё 1 комментарий

Andre Hide: "... давайте называть ВОЙНОЙ то, по факту чего имеется соответствующая нота в МИД соответствующих стран".

Предлагаю на этом не останавливаться. Продолжайте ваш полет мысли далее: - Нет документа, нет и человека(Мастер и Маргарита)

+10
Ответить
Прокомментировать

Василий Гатов, несомненно, как военный эксперт хорошо разбирающийся в сути вопроса Вы абсолютно правы. Но на мой взгляд простого обывателя все, что перечислил Аркадий это войны, это события при которых планомерно убивают людей. И мне абсолютно не важно, что по этому поводу говорит убивающая сторона. Признает она свое присутствие или отрицает. Человек так устроен, что он может и должен для своего личного спокойствия объяснить себе происходящее. Вот и объясняют. Полицейскими операциями, фиктивным отсутствием, отрицанием очевидного. Но все это по большому счету война.

28
-2

На мой взгляд простого обывателя очень жаль, что можно плюсануть только раз.

0
Ответить

Ну надо же понимать, что ситуации, когда в стране десять лет находится военный контингент в сотни тысяч человек и когда в стране, где идёт Гражданская война сидит несколько десятков военных советников, это немного разные вещи.

0
Ответить
Прокомментировать

Необходимо разделять военные конфликты по типам; война, все-таки - это полномасштабный конфликт, в котором участвуют регулярные формирования, управляемые соответствующими штабами и имеющие территориальные стратегические и/или тактические цели. Также важно понимать, что "война" бывает объявленной и необъявленной, и во втором случае может быть секретной (т.е. участие в ней войск или специальных подразделений страны не признается) или парамилитарной (когда участие граждан страны признается, но отрицается участие в конфликте штабных управляющих структур страны).

С формальной точки зрения, после 2-й мировой войны СССР/Россия участвовала в ____ войнах (т.е. официально признаваемых военных операциях собственной армии за пределами собственной территории, или на собственной территории, для отражения агрессии или подавления внутреннего сопротивления, с которым не могут справиться полицейские силы). 

Аркадий Бабченко записывает в "войны" участие советских войск в полицейских операциях в Венгрии и Чехословакии, участие в миротворческих контингентах - и то, и другое, несмотря на то, что "мы знаем, что решение принималось Политбюро", не является войной СССР или России (в Югославии). Это международные военные операции, даже если мы считаем, что "наши танки раздавили свободу в Будапеште и Праге", формально и фактически это были силы Варшавского договора. Равно и с миротворцами - их пребывание в зонах конфликта имело статус операции ООН или ОБСЕ, и "участием в войне" это не может быть названо хотя бы потому, что - с формальной точки зрения - миротворческие силы не участвуют в решении вопроса о победителе в конфликте, они стараются исключить такие операции противоборствующих сторон, которые могут изменить территориальное или военное преимущество.

Также важно понимать, что, несмотря на ужасный милитаристский характер советского режима, его возможности проекции военной силы были сильно ограничены как минимум до 1975 года. Участие советских военных советников в вьетнамской войне, или в Лаосе, или в Камбодже - это не масштабная операция по проекции силы (как американская интервенция в те же страны, потребовавшая движения войск, мобилизации и военно-промышленной подготовки, сравнимой с операциями Второй Мировой Войны). 

Так что, если говорить именно о "настоящих войнах", то СССР участвовал в 

- конфликте в Корее (1950-1953), преимущественно военно-воздушными силами и военными советниками штабного уровня; 

- конфликте в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос,  Камбоджа) в 1964-1973 годах, отправляя непризнаваемый контингент, также преимущественно авиационный и ПВО;

- война в Афганистане 1979-1989 годов.

Остальные операции, названные Аркадием, имели место, но, во-первых, не признавались как официальные военные операции СССР, во-вторых, многие "интервенции" носили смешанный характер. Военные специалисты и, в редких случаях, принимавшие участие в боевых действиях других стран офицеры и солдаты в качестве основных задач не имели и не могли иметь строевых, фронтовых целей. Если они втягивались в боевые действия - как в Мозамбике, Анголе, арабо-израильских конфликтах 1967 и 1973 годов - это не были спланированные Генштабом операции, линия подчинения тут шла к местным ГШ, а не на Фрунзенскую набережную.

Полицейские операции, в которых оказалась задействована Советская, а потом и Российская армия - от Карабаха и Ферганы до Вильнюса и Риги - это, преимущественно, не- и вне- законное использование армии для контроля над внутренними политическими конфликтами. "Войнами" эти эпизоды можно называть только в публицистических целях.

Отдельно стоят "колониальные конфликты" - в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Таджикистане. Для того, чтобы понять суть этих "войн", нужно смотреть на обязательства СССР/России в отношении бывших республик; даже если фактические боевые действия были войной, с точки зрения формальной дипломатии они могли выглядеть как выполнение союзнических обязательств.

Наконец, "гражданская война" - чеченская - особая история. О ней необходимо говорить отдельно, потому что и политическая, и военная сторона этого конфликта должна для начала стать полностью публичной (включая документы высшего политического и военного руководства, равно и спецслужб).

26
-13

Это не я записываю. Это записывает Федеральный закон о ветеранах. Там есть перечень ветеранов боевых действий. 

www.consultant.ru

Внутренние столкновения - да, согласен. Но, как по мне, война - она и в Африке война. Нельзя сказать, что 72 года м жили мирно, если были Вильнюс, Ригаи Белый Дом. 

+9
Ответить
Прокомментировать
Ответить