Зачем оставлять еду на могилах? Откуда пошёл этот ритуал? В чём его суть?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Стоит ли говорить, что обычай этот стопроцентно языческий, который до сих пор смог пережить христианизацию. но это так, для дальнейшего понимания. Гуглим тризну, но, так как про неё и так много информации, я остановлюсь на самом механизме, как это работает и вообще зачем.

В общем, у славян и балтов (даи у других индоевропейцев думаю, но за всех ручаться не буду) есть понятие коллективной доли. Смысл в том, что эта самая доля с одной стороны неисчеслимая, но вполне себе конечная. К примеру, как зерно. Вся сусть этой доли в том, что она даётся Богом/Богами, и она же определяет то, насколько будет легко/нелегко жить человеку в целом. Однако мир в традиционных культурах цикличен, и в определённые промежутки времени эту долю можно перераспределить между участниками коллектива (семья, улица, деревня и т.д.). В принципе, как мы знаем ещё из физики, если где-то прибудет, где-то обязательно убудет. И, если тебе удаётся выхватить лучшую долю, кому-то достанется худшая. Но есть одна хитрость

Будучи умершими, члены рода всё равно остаются семьёй. И, в принципе, если ты покажешь себя достойным потомком, они могут помочь тебе и отсыпать ещё немного доли, ибо они не просто ближе к тому свету, а являются его частью. Потому, разделяя долю с умершими и соблюдая регламент поведения, можно надеятся на то, что в этот раз доля в принципе будет лучшей, чем в прошлый. К тому же можно заручиться поддержкой "с Того света" в повседневной жизни, которая также лишней не бывает.

И вот как раз совместный стол живых и мёртвых и олицетворяет это перераспределение доли. Сама она воплощается в угощениях и напитках (ибо всегда это был уражай — то, что Боги послали тебе за твои труды и не только). Так вот, разделяя пищу и напитки, ты делишь эту самую долю с живыми и уже умершими. Последние же берут долю на это распределение непосредственно из источника (Бог/Боги), ибо ближе к нему.

Это практичный смысл.  Моральный же смысл заключается в том, что на Радуницу живые приходят в гости к мёртвым, что принимают их в своём поселении, на своих порогах как гостей. А в гости некрасиво приходит с пустыми руками, особенно к родственникам. Ну а если это те родственники, которых ты ещё и живыми застал, то тем более ты будешь относиться к ним тепло и будешь заботиться о них: угощать, одевать (т.е. вешать новые рушники на кресты, что б покойники голыми не стояли или в грязных (а иногда и рваных) старых рушниках) и даже греть (есть обычай на могилах раскладывать огонь или высыпать горячие уголья с печи — "греть покойника", ибо на Том свете холодно).

Так что дело это нужное, особенно, если ты достаточно тепло относишься к своей семье и любишь их даже после того, как они перешли "на ту сторону улицы".

3
0
Прокомментировать

Этот ритуал несёт в себе цель дать поучаствовать умершим друзьям/родственникам/коллегам присутствовать на застолье из загробного мира вместе с живыми. Вместе с этим, зачастую могильные камни поливают водкой или другим алкоголем

3
-1

Ну да, или ставят на могилу стакан, накрытый хлебом.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью