Как быстро люди теряют интерес к войне?

2127
4
0
31 июля
14:10
июль
2015

Когда работаешь на новостях, видишь это, можно сказать, математически. Многие думают, что вот, мол, журналисты сами выбирают темы, навязывают их, но это не всегда так. Есть, конечно, целенаправленная пропаганда, есть осознанная или неосознанная расстановка акцентов, использование программирующих формулировок (террористы, сепаратисты или ополченцы?), но есть сила посильнее.

Это интерес читателей. И если людям в какой-то момент становится неинтересно, пропаганда может сколько угодно рассказывать про распятых мальчиков, все без толку.

Например, новости из Украины в этом, 2015 году стали читать просто в разы меньше. Дежурная новость про минометный обстрел дай бог соберет 100 просмотров. Это знает и новостник, и шеф-редактор, это знают все в редакции. Поэтому, увы, очень часто такие новости просто пролистываются. Это не желание что-то скрыть, это просто психологическая реакция. Зачем писать о том, что никто не будет читать?

Почему так происходит? Это психологический эффект похожий на концепцию стоимости стаканов в экономике. Когда вы хотите пить, вы готовы купить стакан воды за 100 рублей. Второй стакан воды вы уже за 100 рублей не купите, может быть, за 50. Ну а пятый вы и бесплатно не возьмете, вы уже напились. При этом обратите внимание: формально все стаканы одинаковые, и вода в них одинаковое. Изменилось лишь ваше к ним отношение, и ваш спрос на них.

Когда война становится рутиной, это тот самый пятый стакан. Новости о такой войне перестают быть новостями. Они становятся старостями, то есть предсказуемым, вялотекущим событием, которое не выбивается из привычной картины мира.

В Дагестане раз в несколько недель происходят небольшие теракты, вас это шокирует? Нет, вы к этому привыкли.

В Ираке и Афганистане все время что-то взрывается, вам это кажется новостью? Снова нет.

Это печально с точки зрения общечеловеческой этики. Идеалом западной цивилизации является представление, записанное в декларации независимости США в 1776 году: all men are created equal, то есть все люди сотворены равными.

Однако смерть всех людей не равна, такова сейчас правда медийной реальности. Более того, медийная ценность смерти, растянутая во времени, неизбежно снижается. Простите уж за этот цинизм.

67
1
август
2015

Илья Клишин дал прекрасный развернутый ответ. Могу добавить лишь следующее: интерес к войне пропадает тогда, когда какое-то время (как правило, достаточно пары месяцев, а иногда и пары недель) ничего не меняется и принципиально нового не происходит.

Вообще, это касается не только войны, а в принципе любого явления - людям интереснее читать про то, что кажется им необычным, из ряда вон выходящим.

Если взять конкретно Украину, то было несколько пиков увеличения интереса после определенного спада.

Можно было начать наблюдать это ещё во времена Евромайдана - когда он переходил в относительно спокойную стадию и на протяжении двух недель ситуация не менялась (такое было в декабре 2013 года), то интерес к этой теме спадал.

Стоило в январе 2014-го случиться первой жертве - сразу же рост интереса. Разумеется, пиковыми, с точки зрения интереса, стали дни наибольшего насилия в центре Киева.

Интерес к Украине начал было немного падать где-то 25-26 февраля 2014 года, но тут случились зеленые человечки в Крыму. На протяжении следующих 3-4 месяцев события развивались таким образом, что интерес со стороны аудитории практически не угасал - с каждой неделей происходило что-то новое: первые захваты обладминистраций, первые бои, первые жертвы среди мирного населения и т.д. Всё первое было интересно.

К началу июля - несмотря на то, что интенсивность боёв только усиливалась, интерес начинал спадать, потому что у людей просто взгляд замылился. Но крушение самолёта снова вернуло интерес - опять случилось что-то новое, доселе в этой войне невиданное.

На самом деле, с тех пор, со дня крушения самолёта, я в целом замечал только падение интереса к украинскому конфликту со стороны аудитории. Особенно когда были подписаны первые минские соглашения и установились какие-то более-менее обозначенные границы между территориями под контролем Украины и ДНР/ЛНР - интенсивность боёв упала, а вместе с этим и интерес зрителей.

Был снова рост интереса к войне в январе-феврале, особенно когда были бои за Дебальцево, но в целом он не достиг и близко того уровня, на каком он был весной 2014-го.

А летом этого года интерес к украинским новостям и вовсе упал, как мне кажется, до минимального уровня со времени начала конфликта, несмотря на то, что противостояние там продолжается.

Все то, что я написал, я вывел на основе посещаемости моего новостного сайта, а также доступным мне данным по посещаемости популярных YouTube каналов средств массовой информации, плюс я постоянно анализирую Фэйсбук и реакцию в нём комментаторов на разные темы.

2
0
июль
2015

сам острый "интерес" к войне рождается в силу подсознательного страха за собственную безопасностьв условиях большой информационной неопределенности - это сводится к простому личному поиску решения избежать всего того, чем окрашен термин "война".

со временем видение ситуации и ее связь с личной безопасностью достигают равновесного состояния и больше не тревожат, как в момент появления первой новости.

-1
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта