Когда работаешь на новостях, видишь это, можно сказать, математически. Многие думают, что вот, мол, журналисты сами выбирают темы, навязывают их, но это не всегда так. Есть, конечно, целенаправленная пропаганда, есть осознанная или неосознанная расстановка акцентов, использование программирующих формулировок (террористы, сепаратисты или ополченцы?), но есть сила посильнее.
Это интерес читателей. И если людям в какой-то момент становится неинтересно, пропаганда может сколько угодно рассказывать про распятых мальчиков, все без толку.
Например, новости из Украины в этом, 2015 году стали читать просто в разы меньше. Дежурная новость про минометный обстрел дай бог соберет 100 просмотров. Это знает и новостник, и шеф-редактор, это знают все в редакции. Поэтому, увы, очень часто такие новости просто пролистываются. Это не желание что-то скрыть, это просто психологическая реакция. Зачем писать о том, что никто не будет читать?
Почему так происходит? Это психологический эффект похожий на концепцию стоимости стаканов в экономике. Когда вы хотите пить, вы готовы купить стакан воды за 100 рублей. Второй стакан воды вы уже за 100 рублей не купите, может быть, за 50. Ну а пятый вы и бесплатно не возьмете, вы уже напились. При этом обратите внимание: формально все стаканы одинаковые, и вода в них одинаковое. Изменилось лишь ваше к ним отношение, и ваш спрос на них.
Когда война становится рутиной, это тот самый пятый стакан. Новости о такой войне перестают быть новостями. Они становятся старостями, то есть предсказуемым, вялотекущим событием, которое не выбивается из привычной картины мира.
В Дагестане раз в несколько недель происходят небольшие теракты, вас это шокирует? Нет, вы к этому привыкли.
В Ираке и Афганистане все время что-то взрывается, вам это кажется новостью? Снова нет.
Это печально с точки зрения общечеловеческой этики. Идеалом западной цивилизации является представление, записанное в декларации независимости США в 1776 году: all men are created equal, то есть все люди сотворены равными.
Однако смерть всех людей не равна, такова сейчас правда медийной реальности. Более того, медийная ценность смерти, растянутая во времени, неизбежно снижается. Простите уж за этот цинизм.