Является религиозность психической болезнью?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Есть две новости.

Первая -- пока человек нормально социализируется, всё нормально, его религиозность является нормой.

Первомайский Б. В., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения.

====

Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам медицины вообще и психиатрии, судебной психиатрии, в частности. Парадокс состоит в том, что длительная история врачевания и значительно более короткая история судебного применения специальных знаний из области психиатрии имеет объектом болезнь и больного, а единого согласованного определения этих категорий, как и нормы–патологии, нет и поныне. Как считает А. Р. Уваренко, многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха [1]. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике [2]. А поскольку логика насчитывает лишь чуть более десятка приёмов определения понятия, то следует полагать, что все оставшиеся из 80 определений либо неверны, либо повторяются. В. А. Жмуров [3] вопрос «где пробегает граница между нормой и патологией», относит к таким, «ответов на которые пока нет либо они в принципе невозможны». Сложность решения этого вопроса он видит в обилии вариаций внутренней жизни человека, в силу чего «нормальное для одного человека может быть отклонением для другого». О размытости представлений о границе между нормой и патологией свидетельствует, например, определение Brown, который считал возможным руководствоваться пониманием психической нормы как способности иметь место работы, семью, не конфликтовать с законом и использовать обычные возможности для получения удовлетворения

====

Вторая -- дело в том, что христиане сами о себе говорят как о больных. В этом суть иудаизма и христианства. Человек со времен грехопадения болен и нуждается в лечении, его природа повреждена. Церковь постоянно использует этот образ: "пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши". Это о состоянии человека. А о том, как выглядят наши взгляды, то, во что мы верим, со стороны, в Новом Завете сказано:

«Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1Кор. 1:23).

Эллины -- это интеллектуальная элита того времени.

Поэтому стесняться того, что и теперь христианство воспринимается безумием, это странно.

Единственное, хотелось бы отметить из актуального, вот этот Энтео, которого называют православным активистом, он не православный активист и не безумный, он преступник. Преступник прикрывающийся верой. И очень надеюсь, что его осудят по закону за последнюю его выходку в музее.

5
-1

"Первая -- пока человек нормально социализируется, всё нормально, его религиозность является нормой." Проблема только в том, что религиозность людей, которые исправно ходят по воскресеньям в церкви, и религиозность людей, которые ходят смотреть по субботам аутодафе - одинаковая. А социализация у них явно разная. Так что некорректно привязывать определение религиозности к социализации.

0
Ответить

Это как определено, что религиозность интересующихся воскресными службами и субботними аутодафе одинакова? Вообще, аутодафе общество сочло для себя неприемлемым ещё в те времена, когда было религиозным.

Да и если говорить о религиозности вообще, то есть, например, такая религия как бахаизм. Никаких преследований инакомыслия у этих, безусловно, религиозных людей не было. Следовательно любовь к аутодафе не является необходимым свойством религиозности.

0
Ответить
Прокомментировать

В психиатрии есть один вид психических расстройств: т.н. "сверхценная идея". wikipedia.org Судя по описаниям, религиозность является частным случаем этого расстройства, посольку полностью подпадает абсолютно подо все его признаки...

Получаем, что если сверхценная идея связана с богом - это не называют расстройством, а если не связано - называют. Но это скорее дань традиции. Продажу табачных изделий тоже не принято называть распространением наркотиков, хотя формально все признаки наркотической зависимости у этого товара присутствуют.

Вот только от того, что, скажем, гриппом переболела половина человечества, он нормой не становится. Он всё равно болезнь.

Так что в данном случае стоило бы послушать мнение профессионального психиатра на эту тему. А не абстрактные философствования о том, как плоха карательная психиатрия. Вполне допускаю, что профессиональный психиатр легко и непринуждённо объяснит нам, что между сверхценной идеей и религиозностью нет ничего общего, по таким-то и таким-то формальным признакам. Но до тех пор, основания для вынесенного в данный вопрос тезиса вполне имеют под собой основания.

4
-7

Если признаками считать чрезмерное эмоциональное напряжение и преобладание в сознании над всеми остальными суждениями, а также одержимость в достижении цели, то религиозность не подходит ни под один из этих признаков. Потому что ни одним из них не объединяются все религиозные люди.

Следуя вашей логике, как мне показалось, наличие у человека твёрдых политических убеждений тоже можно считать таким же расстройством.

0
Ответить

Никогда не видел, чтобы твёрдые политические убеждения переживались как тревожная мнительность, как нечто глубоко личное и преобладающее над всеми остальными суждениями. Вероятно, все встречавшиеся мне люди были недостаточно тверды в своих политических убеждениях. :)

0
Ответить

По Вашей ссылке:

"Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей..."

Но уже в Евангелии о верующих сказано другое:

"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч" :)

-1
Ответить
Ещё 2 комментария

Во первых, мы обсуждаем вопросы психиатрии, а не богословия.

Во вторых, в евангелии может быть написано про всепрощение и недопустимость кровопролития. На практике еретиков следует сжигать на кострах. Это всё, что вам следует знать о написанном в евангелии.

0
Ответить

Мой комментарий был вовсе не про богословие. Ну, и, да, всепрощение это из Льва Толстого, гениальный писатель, но не евангелист.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить