Gleb Simonov
апрель 2017.
858

Какое в ранней Римской Империи было отношение к державе Ахеменидов, и было ли что-то в римской философии или государственном устройстве заимствовано у персов?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Собственно, вопрос в источниках. Римляне ранней империи (I/II века н.э.) отстояли от Ахеменидов на три столетия-четыре, и потому, понятно, представления были несколько смутными. Кроме того, взгляды на историю этого государства не могли не находиться под влиянием образа Александра, который был весьма популярен в Риме (ему подражали и Помпей, и Цезарь, интересовался его деятельностью и Октавиан Август, а Аппиан и Курций Руф написали о нем исторические труды). Исторические произведения, которые могли бы раскрыть это отношение, дают такую картину: преимущественно римляне ранней империи занимались вопросами своей истории (Тит Ливий, Веллей Патеркул, Тацит, Светоний), всеобщая история была постольку-поскольку. Известен историк Помпей Трог, однако его грандиозное историческое произведение сохранилось лишь в кратком пересказе III века. Понятное дело, что историк этот зависит от исторической традиции (греческой), и высказывалось предположение, что труд Трога есть переработка обстоятельного исторического сочинения автора-грека (называлось имя Тимагена). Изложение персидской истории у Помпея Трога идет в том же ключе, что и у греческих авторов: рассказывается о чудесном спасении Кира и его милосердии по отношению к Крезу Лидийскому; о сумасбродстве Камбиса; о надменности и самонадеянности Ксеркса. Сильно интересуют его Филипп и Александр, при этом отмечается, что роскошь персидского двора, которую увидел Александр, сначала его изумила, а затем сильно испортила (общее место у древних авторов).

В целом, стоит отметить, что для римлян Ахемениды были скорее «чужими», так как их образ переносился на существующего в тот момент времени восточного противника: парфян. Дополнительную информацию Вы можете почерпнуть в статье:
Махлаюк А.В. Ахеменидская Персия в римской литературе: образ «Иного» и специфика истори-ческой памяти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3 (1). С. 199–208.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью