Максим Каракулов
апрель 2015.
11434

Каким образом Иисус Христос, умерев на кресте, искупил все грехи человеческие?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
25
9 ответов
Поделиться

На этот вопрос можно предложить два ответа. Постановка вопроса, содержащая понятие «искупление грехов», предполагает картину мира, в которой грехи человека должны быть «оплачены», подобно тому, как кто-то оплачивает штраф за правонарушение, или люди должны быть искуплены, подобно тому, как преступника могут отпустить под денежный залог.

Первый ответ предлагает т.н. «юридическая теория искупления», возникшая в католицизме и проникшая в православие. Согласно ей, так как грехи людей совершены против Бесконечного Бога, то для оплаты за них должна быть принесена бесконечно большая жертва, которую не может принести никто, кроме Самого Бога.

Вот как об этом пишет митр. Макарий Булгаков в «Догматическом богословии»: «Три великих зла совершил человек…: бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно-благого, но и беспредельно-великого, беспредельно-правосудного, Создателя, и чрез то подвергся вечному проклятию (Быт. 3:17—9)… Следовательно, чтобы спасти человека от всех этих зол…надлежало: удовлетворить за грешника бесконечной правде Божией, оскорбленной его грехопадением… (Еф. 2:3)… для удовлетворения правде Божией за грех человека, требовалась столько же бесконечно-великая умилостивительная жертва, сколько бесконечно оскорбление, причиненное человеком Богу, сколько бесконечна сама вечная правда … Такую умилостивительную жертву за грехи человека, вполне достаточную для удовлетворения бесконечной правде, мог обрести и принес один только … всемогущий Бог». (§ 124. Необходимость Божественной помощи для восстановления человека при возможности к тому со стороны человека).

Эта теория имеет право на существование, но она только часть сотериологии (науке о спасении человека). Восточное богословие основное внимание уделяет не юридической, а онтологической стороне спасения человечества. Согласно такому взгляду, грех человека отделил его от Бога и имеет последствием смерть, так как только Бог имеет в Себе жизнь.

Тут надо пояснить христианский взгляд на природу человека и мира. Всё сотворенное Богом имеет свойство существования. Из всего творения только живые существа имеют жизнь. Из них только личностные существа имеют свойства существования, жизни и образа и подобия Божиего (это ангелы и люди). Но два последние свойства – жизни и богоподобия, сотворенные существа имеют не по природе, а по благодати. Только Бог имеет жизнь в Самом Себе («В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Ин. 1:4).

Говоря современным языком, Бог является источником жизни, не имеющим альтернативы. Следовательно, чтобы спасти человека от смерти, человек должен вступить в личностное общение с Богом и снова получить дар вечной жизни. Это невозможно без воли Самого Бога. И Бог явил свою волю в том, чтобы принять человека в общение и отдать ему Свою жизнь, что и сделал Христос:

«Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает" (Томос Константинопольского Собора 1157 г.).

Подробнее об этом вы можете почитать в книгах:

- «Источник знания» Иоанна Дамаскина narod.ru

- «Догматическое богословие» митр. Макария Булгакова azbyka.ru

Если вы офисный клирик и еще не уверены, стоит ли так глубоко погружаться в богословие, попробуйте почитать популярные статьи на православных сайтах, например, интервью с преподавателем богословского факультета ПСТГУ, автором спецкурса по Апокалипсису Иоанна Богослова Антоном Небольсиным: «Смерть Христа, Беседы об Апокалипсисе» pravoslavie.ru

26
-4
Прокомментировать

Мир ко времени Христа дошёл до момента, когда всё должно было рухнуть, т.е. провалиться в аморальную бездну, а с падением нравов не далеко и до физического вымирания (деградации). Многие лучшие умы античности это чувствовали (Вергилий, например, говорил о Спасителе). В высшем обществе дошли до понимания, что жизнь бессмысленна и радостно кончали с собой, это была мода и признак хорошего тона. Стоики пытались жить нравственно, но не понимали зачем.

Если разделять веру христиан, что исторический Иисус Христос был (и есть) Бог, то как Он сам и сказал Его причина пришествия заключалась с СПАСЕНИИ рода человеческого. Никто, кроме Бога, на это не был способен (как и у Вергилия говориться). А из-за того, что люди любят больше тьму, чем Свет, Христу пришлось взойти на крест, т.е., с одной стороны, Крест - это ненависть людей к Богу и всему, что с Ним связано, с другой стороны, Крест - это свидетельство любви Божией, которая не останавливается даже перед смертью. Весь парадокс в любви, в свободе, которую Господь не отнимает даже у грешников. Теперь сам вопрос "каким образом и т.д.". За грех в Библии полагается смерть, в Ветхом Завете конкретно и физически по Закону, т.е. это было прообразом смерти метафизической т.н. "вечной", побивали камнями. Деградация общества дошла до предела, оно должно было погибнуть (войны, болезни, природные катаклизмы и т.п. это не важно). Чтобы этого не произошло, но "пошло бы на поправку" приходит Бог, ещё раз говорит об Истине и жизни в Нём и умирает, никем не понятый. Но в этой страшной смерти человек как бы искусил Бога, говоря "чего Ты там говоришь, не понятно, докажи". Он доказал! И после воскресения начался новый народ - христиане, которые понесли Новую Жизнь в больной мир, делясь Богом с остальными. Смерь и воскресение Христа - это инъекция против смерти, против приговора к смерти, к который

мир обрёк себя посредством греха.

Христос воскресе!!!

Маран афа!

17
-3
Прокомментировать

"Созданный Богом человек ... в своем произволении выбрал путь, не совпадающий с Божественной Волей. Следствием этого было отпадение от Божества и начало жизни вне Бога. Восстанавливался невидимый хаос, явилось зло, страдание и смерть. Мог ли человек сам воссоединиться с Богом? Нет. Ведь жизнь в соответствии с волей Божественной могла быть потому, что человек был с Богом, Его свободная воля была достаточна для того, чтобы сохранить это единство. Но ей было совершенно не по силам без Бога, самой выйти из поднявшегося после отпадения общего хаоса, вновь восстановить общую гармонию"

"Зло явилось в мире. И сколько бы человек сам ни исправлял свою жизнь, оно не могло быть уничтожено. ... При этих условиях не могло быть восстановлено абсолютной гармонии, а, значит, и безусловного единства с Богом. ... И вот Сам Бог-Любовь восхотел сделать то, что не мог сделать человек. Сам Бог восхотел воссоединить человека, а через него и весь мир, с Богом. Воссоединить не насильно, не путем механической причинной зависимости, а сохраняя в полном объеме человеческую свободу. ... Должен был воплотиться и жить среди людей Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы Господь наш Иисус Христос. Он должен был стать человеком, оставаясь Богом. В Нем должно быть два естества и две воли: Божественная и человеческая. Он должен был иметь все, кроме греха. Зло, воцарившееся в мире, должно было убить воплотившегося Богочеловека. И это величайшее злодеяние должен был простить людям Христос ... Человек вновь примирялся в Спасителе с Богом, в нем восстанавливалось единство, уничтожался силою Любви и прощения грех, совершенный Адамом"

"Все люди могут войти в это единство с Богом через веру в Христа воскресшего. Эта вера соединяет человека с Христом, вместе с тем восстанавливает его в общем единстве с Богом. Человек через веру в Христа, сораспинаясь Ему, делается участником Искупления, совоскресает и совозносится с Ним, делается наследником и сопричастником вечной жизни. Ему вновь открывается путь к богосовершенству".

Протоиерей Валентин Свенцицкий, "Диалоги": Диалог третий. Об искуплении.

1
-1
Прокомментировать

"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", – библейское высказывание.

«Мой день – послезавтрашний; некоторые люди рождаются на свет посмертно». – Ницше

Точнее сказать, всякий человек, рождаясь в теле, то есть, в уме, появляется на свет мертворожденным (жизнь после смерти себя в Боге), поскольку Бог в уме (человеке) мёртвый.

Отсюда, воскрешение нас из мертвых возможно лишь одним способом, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Но что это значит, что должно умереть, смертию смерть поправ, хороня мертвое, во гробех живот даровав, то есть, даровов жизнь "умершему" в нас, похороненному человеком рожденным, провозгласив, тем самым, Жизнь Вечную?

А вот что.

Если человек не поймет, что он сам и есть этот заживо похороненный во грабех (умах) мертвец, если до него не дойдет, что он сам выбирает себя носителем всего этого мертвого хлама, который он хранит (хоронит) в своей голове (гробе), в который он верит, как в истину, вместо того, чтобы открыться себе жизнью живой, пока еще живо тело, ему останется лишь умереть вместе с телом, так и не воскреснув Живым, имя которому Христос. Имя, напоминающее нам о себе, как о живОм носителе искры божьей в нас!

Поэтому, когда говориться: "Христос Воскрес!" – это звучит, как напоминание нам о нашей наиважнейшей и наиглавнейшей миссии здесь – миссии пробуждения себя в Духе (Сознании), которое без смерти (распятия) нас же не возможно, по сути. Здесь никакие заповеди и молитвы не помогут.

Именно в этом состоит смысл сказанного: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

Вы умираете, как ум в теле, очищая чашу внутри. Не Христос умирает, в Христа УМирает человек (ум) и Христом же случается воскресение, как новое Его теперь уже ВАМИ возРОЖДЕНИЕ.

Еще одно тело становится пустым, и Бог теперь ЖИВой, а не человек мертвый, заявляет через эту пустоту о Себе. Именно в этом заключается суть спасения вас Христом Богом!

Вас нет теперь, есть только Бог, говорящий устами этого же тела.

Ибо...

Мы – Боги! Сказано было.

3
-6

обычно, на проверку, такая "Духовость" кончается, как только вам наступили на ногу...или вы позвонили маме.

"а не человек мертвый, заявляет через эту пустоту о Себе."

мёртвый, который может что то заявлять не так уж и мёртв, согласитесь?

0
Ответить

Все сказанное вами, Анна, сказано из мертворожденного ума, превращающего всегда метафору в реальность. Вот почему для него, то есть, для ума в человеке духовность просто вера во всякий духовный (ментальный) бред, в котором религиозности ни на грош. Под религиозностью я не имею ввиду официальную религию, для которой вера - просто работа, за которую попы получают жалование. Если вы это считаете живостью, то да. :)))

Не секрет, что всякий верующий в Бога, то есть, даже не себе в Боге, а в Бога, то есть, себе в уме человек, считает свою ересь праведной. А ведь сказано было, что всякий человек лжив, только Бог верен. Человек - не Бог, и, тем не менее, он выдает любое свое мнение за истину, иначе б заткнулся и не говорил до момента своего второго рождения, но уже не в уме, а в сердце, в его божественном, то есть, живом присутствии себя в Боге.

Повторю лишь, «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.» Мф. 23 :25

0
Ответить

ум либо он живой и говорящий либо мёртвый.

пока там кто то щебечет- он жив.

то, что только "бог" верен, сказал лживый "человек", как же ему верить?

кто будет судить, какой ум мёртвый а чьё слово живое?

вы)

так думает каждый.

и все правы на столько, насколько не правы, т.к. правды нет, но всё что есть в боге и одобрено иуже по факту появления. пока есть тот, кто различает "праду" от "кривды" он и будет судьёй, даже над богом, ибо бог будет его мысленной конструкцией.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Тебе не стоит пялиться по сторонам и оправдывать себя верой, лживаЯяяя... Всего то и нужно - это понять, что единственная свобода от живого/мертвого ума - это твоЯЯяяя... смерть, эго-иллюзиЯяяяя... :))

-1
Ответить

как может умереть то, что не рождалось?!

0
Ответить
Прокомментировать

То, как поступили с Иисусом (а это не только подвергли жестокой смерти, до этого Его избили, над Ним издевались) -это то, как нужно было бы поступить с каждым из нас (ведь мы грешники). Бог Справедлив и Свят, в Нем нет греха, по Его закону наказание за грех-смерть. Так что, по Божьему закону, все люди до одного должны были умереть за свои грехи. Но Бог это Любовь. Он полюбил нас, и Его любовь не изменяется, не прекращается. Она не зависит от нас, потому что она от Бога, она совершенна. И вот получается, что люди должны умереть. Единственная возможность спастись для людей- это смерть кого-то, кто был бы чист, кто согласился бы подвергнуться наказанию ради человечества. И тогда Иисус, Который есть Бог, абсолютно невиновный, приходит на Землю и умерает на кресте, так, словно это Он виновен. На третий день Он воскрес. Таким образом, наказание уже произошло, и люди могут не бояться вечной смерти, мучений за свое грехи. Но только, если поверят в Иисуса. Те, кто в Иисуса не верит, в конце времен сами ответят за своих грехи пред Богом. Те же, которые верят, больше не осуждены, они свободны, уже на Земле настоящие последователи Иисуса знают Его, а Его Дух живет в них., и когда Иисус вернется, будут вместе с Ним всегда.

Только верить нужно правильно. Потому что ставить свечку в храме-это еще не вера. Вера-это когда есть дела, подтверждающие ее. Ведь серьезно- Сам Бог умер на кресте чтобы ты мог жить, и твоя реакция это свечку поставить?

Но это уже отдельный ответ, могу лишь сказать, что надо начать читать Библию, разбирать ее, и поступать так, как она учит

10
-15
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить