Почему тошнит от стихов Валерия Брюсова?

15420
3
0
30 июля
17:13
июль
2015

Идиосинкразии к поэзии, конечно, индивидуальная штука: иных от Бродского колбасит, а иных - плющит.

С Валерием же Яковлевичем такая история: многие поэты-современники ставили его чрезвычайно высоко, но делали это при жизни Брюсова как-то подозрительно легко, без ревности что ли. Конечно, за этим стоит уважение к титаничности трудов Брюсова (в одиночку породил символизм! маститый критик! организатор литературной жизни! редактор! историк литературы! романист! строитель жизни! любовник многих дам и некоторых животных!). Но мне кажется, что одновременно где-то на заднем плане у всех (даже у бесспорных учеников - Гумилева и Ходасевича) мелькает снисходительность (титан-то титан, но меч - картонный, у нас будет все по-честному, без клюквенного сока). Отчетливую сконструированность современники прощали (потому что Брюсов и правда был титан и много чего придумал), а нам заслуги организатора и титана уже не так важны, отчасти они заслонены довольно постыдным сотрудничеством героя труда с большевиками, отчасти - просто стерлись из памяти. Гимназическая вторичность, провинциальная старательность и смешная любовь к литературным иерархиям (а не к словам самим по себе и смыслам, стоящим за ними) вышли на первый план.

Но все равно Вячеслава Иванова как поэта, по-моему, не превзойти по части тошнотворности.

78
3
июль
2015

Во-первых, кого тошнит, а кого и не тошнит :)

Во-вторых, если какое-то искусство оказывается квинтэссенцией своей эпохи, то потом, когда эта эпоха отходит далеко в прошлое, читателям других эпох, совершенно на ту непохожих, естественным образом непонятно (по крайней мере, на уровне эмоций), в чём фишка. В ситуации вокруг 1900 года, плюс-минус 5-7 лет, и для продвинутой публики, и для профессионального литературного контекста были важны такие свойства поэзии, которые сегодня интересуют только совсем уж замшелых тётенек-учительниц, — а Брюсов был этой эпохи абсолютным поэтическим лидером и этих свойств абсолютным выразителем.

И при всём том — если отвлечься от негативной репутации автора (вызванной в том числе обстоятельствами, на которые указывает коллега Лейбов) и просто кое-что перечитать, то неподдельные поэтические достоинства Брюсова нет-нет да и дадут о себе знать. И попробуйте устоять перед напором, например, классического:

Улица была — как буря. Толпы проходили,

Словно их преследовал неотвратимый Рок.

Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

Был неисчерпаем яростный людской поток

etc.

16
0
21 марта
16:01

Потому, что у всех разные вкусовые предпочтения как к блюдам, так и к поэзии. Как и разность мироощущений, как многочисленность музыкальных направлений и их любителей/ненавистников. Почему кому-то нравится Оксимирон, а кому-то Раммштайн? Почему одни ходят с продукцией кампании Эппл, а другие плюются от этого и выбирают Мейзу, или Самсунг, или Ксяоми, или что-то еще? Почему кто-то предпочитает жанр хоррор, а кому-то подавай сопливые сериалы? Почему некоторые обожают сосиски, а кто-то их ненавидит? 

Почему у людей разные вкусовые предпочтения? Без причины. В жизни многие вещи не имеют причины. 

0
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта