Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему современное искусство так ценится, хотя не составляет труда самому сделать такое же произведение?

Искусство и культураЖивопись
Паша Колбешкин
  · 12,7 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 30 июл 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Фундаментальная ошибка говорящего "я так мог бы" состоит в том, что он не имеет чёткого представления, что значит "так".

К примеру, "Джаз" Матисса выглядит простым в исполнении, но у этой простоты есть причина: Матисс его сделал после того, как в возрасте семидесяти лет провёл всю Вторую Мировую в оккупированной Франции с раком кишечника. Осложнения после операции оставили его навсегда прикованным к постели и неспособным стоять у холста, так что последние годы жизни он работал почти исключительно с вырезками покрашенной ассистентами цветной бумаги.

Конечно, повторить внешнюю форму Матисса после Матисса — легко, всё равно что им переодеться. Но прожить жизнь Матисса вместо Матисса — не очень, и ни у кого не может быть основания утверждать, можно или нельзя сделать "Джаз" без этого опыта — без многих лет художественной работы, затем внезапной вынужденной изоляции, войны, травмы. Никто не знает, откуда картины вообще берутся.

Гораздо лучше говорить об этом, как о чём-то, что могло бы случиться, но не случилось — да, теоретически вы могли бы, при совпадении большого количества обстоятельств, стать художником, оказаться в оккупированной Франции с раком кишечника — и после этого сделать "Джаз". Но этого не произошло.

Иными словами, "я так мог бы" — справедливо не как возможность такого же исполнения, а как признание возможности обстоятельств, в которых такое исполнение оказывается единственно возможным: постель, из которой вы никогда не встанете, клей и цветная бумага. Всё, что вы когда-либо делали, можно продолжать уже только так.

К тому же, что Матисс не был заложником собственной формы, его работы ценятся не за их предысторию, и в них нет ни болезни, ни оккупации, а просто — сад, фигура, все его прежние темы. Они ценятся потому что они работают. Их форма была подсказана ему не болезнью, а опытом всей предыдущей жизни, которого не вынуть из этого выбора так же, как не вынуть его из самой картины. 

Так что не стоит говорить, что вы могли бы что-нибудь сделать "так же". Совершенно не важно, что вы могли бы сделать, если вы этого не делаете.

Матисс в катастрофических обстоятельствах продолжал заниматься искусством. Чем бы вы занимались?

2 эксперта согласны

перед нами лидер лучшего ответа за последнее время, что я читала!!

поклон

Автор вопроса, верно, апеллирует к тому, что мой товарищ, совершенно не интересующийся искусством, называет "мазней", а именно к абстрактному искусству. Так вот, дорогой автор, придется принять, что задачи даже художников-реалистов, картины которых чрезвычайно сложны для воспроизведения на холсте, не сводились единственно к максимально реальной репрезентации действительн... Читать далее
1 эксперт согласен
Спасибо за комментарий! Но вот что не понятно. С одной стороны, есть Малевич, который внес огромный вклад в... Читать дальше
Я работник сцены, а именно, сольный певец в опере, спевший много партий как в России, так...  · 26 июл 2021
Вот хочу написать мнение и чувствую, что непросто сделать это хорошо. Почему? А не хватает чего-то- может опыта, может чутья. Писать красиво, напыщенно, может и пройдёт... А можно и необычно и... что-то задеть в читателе."Просто- как всё гениальное"- так герой Тарковского в "Солярисе" назвал подвешенные к вентилятору бумажные ленты- изобретение ушедшего из жизни... Читать далее
если посмотреть картины великих реалистов под большим увеличением, как делают сейчас музеи оцифровывая работы-то... Читать дальше