Почему многие российские интеллектуалы так не любят современную православную культуру?

6036
8
0
30 июля
09:05
август
2015

Чтобы более или менее внятно ответить на этот вопрос, необходимо, конечно, определить кто такие эти "интеллектуалы". (Что понимать под "современной православной культурой", это ещё бОльший вопрос.) Потому что если понимать под ними людей культуры, то среди таких, в общем, немало симпатизирующих Русской Церкви. Впрочем, интеллектуалы, как их не определяй, наделены способностью мыслить критически и в данный исторический момент в большинстве своём придерживаются "либеральных" и "прогрессивных" взглядов (в кавычках, потому что это очень общие ярлыки). Вполне логично, что многие из них неодобрительно посматривают на Церковь, занимающую по многим актуальным вопросам консервативно-традиционную позицию, да к тому же вполне отчётливо сблизившуюся с государством в последнее время. При этом, например, диакона Андрея Кураева регулярно приглашают на "Дождь", на "Эхо" и в различные иные медиа, общественным сознанием рассматриваемые как "либеральные" и "оппозиционные". То есть, по-моему, это свидетельствует о том, что интерес к православию, к голосу и позиции Церкви сегодня со стороны интеллектуалов есть и он довольно явный.

Большую роль, конечно, сыграли последние громкие события, так или иначе связанные с церковными лицами: часы патриарха, дело Pussy Riot, ДТП с участием священников на элитных машинах, регулярные выходки Энтео и ещё более регулярные высказывания Чаплина, казанский скандал и т.д. То есть события, связанные с отдельными людьми, бросают тень на Церковь как на институт и сообщество.

49
1
август
2015

Я полагаю, что, помимо прочего, это связано с историей нашей страны и во многом искусственно взращенным противопоставлением между религией и интеллектуализмом.

Во всех крупных университетах США и Европы есть теологические факультеты, выдающиеся теологи - это университетские профессора, одновременно и крупнейшие философы, публичные интеллектуалы. Из ныне живущих можно назвать Стэнли Гауэрваса (США) и Аласдера Макинтайра (Шотландия), одного из значительнейших современных философов-этиков.

В нашей же стране из-за многих лет насаждения "научного атеизма" и борьбы с религией статус теологии совершенно иной, до сих пор ведутся странные для остального мира споры о ее уместности в университетах, даже самые образованные светские интеллектуалы зачастую плохо представляют себе роль христианской теологии (богословия) в мировой культуре и современное положение дел в нем.

Из-за различных препонов среди православного духовенства еще сравнительно мало всесторонне образованных людей, религия ассоциируется с обскурантизмом. Разумеется, в глубинке есть священнослужители действительно "тёмные". Но это не их вина, и со временем, при должном отношении к теологическому и религиоведческому образованию, ситуация обязательно изменится.

Александр ЗайцевОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
8
август
2015

Ответ уже предопределен самим вопросом:

(а) "не любят" = надо говорить о проявлении нелогических чувств, а не рациональных оправданиях;

(б) "почему" = надо говорить о внешних объективных причинах, а не внутреннем субъективном смысле (иначе было бы "за что");

(в) "многие" = надо говорить о социальном явлении, а не чьем-либо уникальном личном опыте;

(г) "интеллектуалы" = по определению люди, чье положение определяется их культурными, в широком смысле, навыками;

(д) "православная _культура_" = тоже создает культурные практики и смыслы, как и интеллектуалы;

(е) "интеллектуалы" и "православная культура" = две отдельных сущности, два множества, которые в лучшем случае лишь пересекаются;

(ж) "_современная_ православная культура" = что-то новое, возникшее в последние, скажем, четверть века;

(з) "российские интеллектуалы" без определения "современные" = наверно, были и раньше, до того, как появилась "современная православная культура";

(к) "почему _так_не любят" = сами причины неприязни даже интуитивно понятны, вопрос только в том, чем вызвана интенсивность этих чувств.

Вся канва ответа уже задана: объяснение должно быть в том, что интеллектуалы в России традиционно (з) занимали почетное положение поставщиков культурных практик и смыслов (г), но в последний период появилась современная православная культура как новое явление (ж) с примерно той же ролью (д); и тот факт, что многие интеллектуалы (в) чувствуют к современной православной культуре подсознательную неприязнь (а) объективно и закономерно объясняется (б) тем, что последняя, с одной стороны, отличается от интеллектуалов по происхождению и стилю (е), а с другой, становится конкурентом интеллектуалов на их традиционном поле (д).

Объяснение интенсивности неприязни (к) тоже, если подумать, задано самим вопросом: искомое "так" (к) должно быть, по логике, тем сильнее, чем чем 1) выше культурный статус данного интеллектуала в "доправославный" период (г, з) и чем 2) больше его культурная дистанция от "современной православной культуры" (е). Осталось только замерить, перемножить и сравнить.

По-другому, как ни старайся, не получается: "шаг влево, шаг вправо - побег".

7
0
показать ещё 7 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта