Иван Иванов
апрель 2017.
26455

Кто придумал музыку и почему он решил, что нота ля должна звучать именно так, струны на гитаре, клавиши на пианино должны быть расположены именно так?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
9
2 ответа
Поделиться

Музыку, как уже было справедливо сказано, никто не придумал. Просто так сложилось, что особым образом упорядоченные ритмы и звуки вызывают у человека эмоциональную отдачу, и дальше, в течение веков, вокруг этой особенности человеческого мышления вырастала огромная часть культуры, называемая музыкой. 

Если вы имеете в виду, кто придумал ноты и решил, что они будут называться именно так, а не иначе - это отдельный вопрос. Дело в том, что большая часть традиционных музыкальных традиций атональны, то есть построены на чистом движении звука, а не на упорядоченной системе. Звук в музыке определяется частотой и тембром. От частоты зависит, высокий звук или низкий, а тембр - это ореол из других звуков разных частот, окружающий основной звук, придавая ему "окраску". Именно благодаря тембру мы отличаем на слух звук фортепиано от скрипки или человеческого голоса. Так вот, высота звука может быть какой угодно - диапазон крайне широк. И в достаточной степени натренированное ухо способно различить огромный спектр частот и спеть\исполнить их. Музыкальная традиция, стоящая на атональности, работает не на установленной и общепринятой системе высот, а на слухе исполнителей.

А что такое, собственно, тон? Тон - это как раз мера систематизации музыки. Первая (из известных нам) попытка систематизации музыки, на которой и построена вся западная музыка была предпринята древнегреческим философом Пифагором. Он установил, что если на монохорде (инструменте, состоящем из одной струны) зажимать эту струну на 1/2 её длины - звук поднимается на одну октаву, то есть совпадает с исходным по тембру, но различается по высоте. Соответственно, высота звука колеблется пропорционально длине струны - На этом построены музыкальные интервалы. На этом математическом соответствии высот звука друг другу построена наука гармоника, или гармония. 

Гораздо позже, уже на излете средневековья, Итальянский монах Гвидо Д'Ареццо, управляющий певческим хором, придуимал нотный стан. До него нотных записей не существовало (Вернее, существовали, но совершенно отличные от наших: в Греции определённые высоты обозначались определенными буквами, в раннем средневековье записывались невмы - то есть линии, под текстом, обозначающие движение мелодии. Саму мелодию ученик выучивал на слух с исполнения учителя, а невмы могли только напомнить уже усвоенное.) Гвидо придумал обозначить пифагоровские высоты линиями, и на них точками обозначать ноты. Высоты он предложил назвать по первым слогам стихов гимна святому Иоанну, строящемуся на гамме: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Первый слог был вскоре заменён на do (из слова dominus - господь) из-за того, что его неудобно было петь.

17
0

Интересно и обстоятельно. Спасибо! 😊

0
Ответить
Прокомментировать

Музыку никто не придумывал, ее нужно было лишь заметить в окружающем нас звучании, придать ей подобающую форму, если угодно. Из определения любая музыка - лишь разнесенные по времени звуки. Разнесением этим успешно занимались представители всех известных этносов, создавая ритмические основы для какой-то своей трудовой деятельности, либо осваивая горловое пение, к примеру, для обрядов/ритуалов. А некоторые даже предоставляли природе музыкальные инструменты - различные духовые, либо та же "эоловая арфа". Да и в наше время полно field recordings композиторов, собирающих полевые записи и перекраивающие их на свой вкус. Можно также вспомнить небезызвестную 4'33 Джона Кейджа, призывающую услышать музыку в каждом колебании звуковых волн вокруг слушателя, будь то шум или пение птиц. Нотная грамота нужна была лишь для удобства запоминания и унификации на определенном этапе истории, классификации звуков по высоте, интервалам, соответственно, дальнейшего более сподручного расположения на инструментах. Для производства более современной музыки уже практически не используется, работа ведется в основном в секвенсорах с сэмплами, цифровых синтезаторах, с генераторами волн и т.д.

4
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью