Что такое научить думать?

4236
3
0
30 июля
08:52
июль
2015

У учёных от педагогики и психологии есть разные ответы на этот вопрос. Да и вопрос сам по себе новый. Лишь в 60-ых годах прошлого века стали говорить о том, что школа должна не просто «проходить учебные предметы», но и специально «учить мыслить». Отечественная культурно-историческая психология и западная когнитивная также отвечают на вопрос об обучении мышлению по-разному. Но если попробовать из разных концепций выделить общее и наиболее существенное, я бы отметил несколько таких составляющих. Научить думать - это значит:

1. В любой запутанной и непонятной ситуации выделять наиболее существенное, самое важное. Обычно хороший учитель, давая детям задачу, старается не сразу заставить всех её решать, а сначала добивается общего понимания, ответа на вопрос - с какой задачей мы имеем дело? Какие в ней данные важны, а какие нет? На какие известные нам знания можно опереться, каким способом приступить к решению?

2. Думать в одиночку научить нельзя. Потому-то дети и учатся вместе. Сначала организуется коллективное обсуждение поставленной проблемы или решаемой задачи и только потом, когда дети научились вместе решать наиболее общие типовые задачи, переходят к решению частных задач. Вот здесь уже можно работать и индивидуально.

3. В мышлении очень важна рефлексия - анализ того способа, каким решена задача. Если после её решения способ освоен, выписан в арсенал прежних способов, можно говорить о том, что некоторый важный шажочек в развитии мышления сделан.

Можно говорить и о других важных составляющий, таких как отличие проблемы и задачи, анализа и синтеза, индукции и дедукции, понятия и определения. Но с позиции того, как научить мышлению, я бы выделил прежде всего эти 3 составляющих.

40
0
март
2016

Во-первых, надо разобраться с тем, что имеется ввиду под словом «думать». Все мы так или иначе думаем, значит, имеется ввиду какое-то особое мышление. И тут появляется много вариантов. Есть умение думать логически, умение думать быстро (соображать), умение запоминать информацию — тоже своеобразное умение думать. Специалисты наверняка ещё много чего предложат, но я остановлюсь на этих трёх.

Во-вторых, не очень понятен вопрос также в том смысле, хочет ли вопрошающий научить кого-то думать, или сам научиться.

Но в любом случае изначально надо задумываться именно о том, что надо учить думать, потому что этот процесс надо начинать тогда, когда маленький человечек сам об этом задуматься не в состоянии, то есть практически с рождения. Согласно исследованиям (одно из таких исследований как-то приводил в своей программе телеканал National Geographic), основы мозговой мыслительной деятельности закладываются в самом раннем детстве. Именно тогда формируются необходимые нейронные связи, которые впоследствие скорее всего не появятся. Поэтому специальные игры с ребёнком заметно повышают возможности человека в дальнейшем: контрольная группа детей показала заметное отличие в обучении  в лучшую сторону и вообще они были более успешны в жизни. Правда гениальности это не гарантирует, и в группе этих детей гениев не появилось. Вероятно надо учитывать генетические и другие факторы, но то, что специальные обучающие игры ребёнку необходимы — это факт. Скорее всего, даже просто повышенное  внимание ребенку со стороны родителей тоже даст результат.

Обучение ребенка через игры однозначно повышает любознательность ребенка, что непосредственно развивает его мышление. Любознательность также формирует недоверие, сомнение, что очень важно для мышления: именно сомнение является двигателем науки, да и вообще человечества, ведь верующие ( не важно во что, есть верующие и от науки) не сомневаются, а, значит, не ищут нового и непознанного.

Умению думать логически можно в какой-то степени научить и научиться. Прежде всего можно, конечно, изучить курс логики, а в школе её место в какой-то степени занимает математика. Однако, по моим наблюдениям это мало что даёт: у большинства населения (не только у нас) отсутствует логико-понятийное мышление. Это подтверждают психологи, но в открытую об этом как-то не особо говорят. Скорее всего, тот, у кого уже заложено в мозгу, продолжает развиваться, а остальным в силу отсутствия заложенной в детстве любознательности, это, как говорится, в одно ухо влетело, в другое вылетело. Так и в школе больше учат решать задачи по определённому алгоритму, чем учат думать. Большинство школьников не способны, к сожалению, решить задачу, метод решения которой им до этого не объяснили. При этом увеличение в мозгу набора решений задач почти ничего не даёт для решения новых нестандартных задач.

Однако, конечно, тут не так всё однозначно, то есть какой-то строгой границы нет — у кого-то что-то больше развито, у кого-то меньше и наоборот. Мне, например, настолько легко давалась математика и физика в школе, что некоторые учителя ставили оценки, не проверяя мои работы, и меня даже пытались отправить в физико-математическую школу, но с решениями задач на олимпиадах были проблемы.

Похоже, что умению быстро соображать научить практически невозможно, можно только научиться быстро решать определённые задачи. Именно поэтому, для многих видов деятельности отрабатываются методики поведения, причём до автоматизма. Очень показательна в этом работа пилота: он должен быть готов к практически любой нештатной ситуации. К сожалению, во многом инструкции для пилотов написаны кровью. Так же говорят и о методах техники безопасности. Надеяться в таких вещах на только соображалку очень опасно. Многие наверняка вспомнят какие-нибудь выдающиеся примеры поведения людей, в критических ситуациях быстро принимавших нужное решение, но гораздо больше людей не нашли такого решения, и их с нами нет.

И  я б не стал говорить, что доведённые до автоматизма мыслительные процессы — это умение думать, скорее это умение применять знания.

Могу признаться в том, что сам нередко страдал от собственной несообразительности, а научиться думать быстро у меня не получилось. В общем, я из тех, у кого «хорошая мысля приходит опосля».

Вообще, можно научиться решать практически любые задачи, например, изобретать. Многие даже можно сказать столетия, никто не понимал, как научить или научиться решать изобретательские задачи, однако, как оказалось и это решаемо. Г.С. Альтшуллер, сам изобретатель и писатель-фантаст, систематизировал знания по изобретательству и создал теорию решения изобретательских задач. Оказалось, что можно создать универсальные алгоритмы поиска решений таких задач.

Также знатоки, участвующие в различных интеллектуальных играх (существует довольно мощное движение спортивного «Что?Где?Когда?», не имеющее прямого отношения к телеигре), пытаются выработать алгоритмы поиска ответов на вопросы. И действительно, под многие вопросы такие алгоритмы можно найти (по-моему, никто ещё не написал книгу по этому вопросу, хотя таких книг написано несколько, точнее алгоритмы упомянуты как бы вскользь). Многие игроки просто набирают как можно больше знаний и пытаются отыграть как можно больше вопросов в различных играх ради набора таких знаний. Но мне приходилось сталкиваться с игроками, которые умудрялись увидеть такие тонкие логические связи в вопросе и так раскрутить логическую цепочку решения вопросов, что я просто снимаю перед ними шляпу. При этом опытный  капитан команды набирает в команду (если у него есть такая возможность)  разноплановых игроков - эрудитов, логиков, разрушителей версий - вечно сомневающихся и т.д., а не набирает просто "самых-самых умных" или экспертов по различным отраслям знаний: если интересно, то можно найти на Youtube лекции Максима Поташева о построении бизнес-команды на примере команды «Что?Где?Когда?».

Умению запоминать также можно научиться: существует множество мнемонических способов запомнить информацию. Все уникумы, демонстрирующие с экранов или со сцены выдающиеся способности по запоминаю, пользуются этими способами. Один из методов придумал ещё Цицерон, его имя метод и носит до сих пор. Не верьте, что кто-то может научить вас запоминать информацию каким-то новым суперспособом: вам просто за большие деньги продадут то, что известно много лет. Найти информацию об этом не проблема.

Но умение запоминать быстро много информации имеет недостатки. Информация запоминается на самом деле ненадолго, и, второе, извлечение её требует больше времени. То есть, например, вспоминать в разговоре на иностранном языке, за какой «крючок» вы зацепили нужное слово, чтобы его вспомнить, не очень удобно, но ещё хуже, когда вы слушаете кого-то — тут вас ждать точно не будут, особенно, если говорящий находится «с другой стороны экрана». Поэтому запомненную мнемонически информацию надо переводить в долговременную память, а для этого — с природой не поспоришь, так как необходимые нейронные связи должны закрепиться — надо постоянно вспоминать и применять запомненное. По моему опыту, мнемоническое запоминание стоит применять для редких и трудных для запоминания слов.

С другой стороны, люди постоянно тренирующиеся в запоминании, доводят дело до автоматизма, и это очень полезно. При этом человек вырабатывает привычку почти ко всему, поэтому люди, работающие с определённой информацией, её хорошо и запоминают, даже если специально память и не тренируют. Ну, например, практически любой актёр наизусть помнит множество литературных произведений, а музыканты цифры запоминают через ноты.

Подытоживая, можно сказать, что научить человека решать определённые задачи, даже решать быстро, можно, но научить любого человека правильному логико-понятийному мышлению , научить любить саму мысль — это вряд ли, особенно, если в самом раннем детстве не заложили. Изучая логику, методы запоминания и т. д., можно развить, «допилить» своё мышление, но только, если у человека в принципе есть стремление развиваться.
 Если есть интерес к изучению законов мышления и логики, рекомендую особо уделить внимание логическим ошибкам при доказывании, и заодно изучить когнитивные искажения.

4
1
март
2016

У меня есть удивительно короткий ответ на этот вопрос.

Надо перестать думать за другого человека, позволив ему/ей делать это самостоятельно.

Ребёнок сам соберёт себе портфель в школу, не надо делать это за него. (Если не соберёт, то будет весь день просить у других ручки и листочки, а на физ-ре бегать в джинсах). И да, уроки тоже сам сделает (да, начиная с первого класса). Чем меньше вы думаете за ребёнка, тем больше ему приходиться думать самому.

-1
2
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта