Александр Вилков
апрель 2017.
15486

Свет, в виде фотонов, преобразуется в сигналы в мозгу. Как эти сигналы становятся картинкой, которую я вижу? На что они проецируются?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
4 ответа
Поделиться

Если честно, очень много времени я пытался с этим вопросом разобрать и понять, как это происходит, но так до сих пор толком ничего не понял. Могу поделиться некими соображениями на этот счет. Говоря очень грубо и упрощённо, на мой взгляд, происходит этот процесс следующим образом. Родившись человеческая особь взрослеет, развивается, познает окружающий мир и по ходу этого процесса, неразрывно и каждую секунду, мозг создает некий шаблон окружающего мира, точную его копию со всеми существующими предметами и явлениями, и грубо говоря, реальность "перезаписывается" в нашем мозгу, создается там заново. Хоть и говорят, что сетчатка глаза это часть коры головного мозга, вынесенная "наружу", но сигналы, поступающие в затылочную область, не есть целостные образы, это, грубо говоря: "цвета, линии, окружности, овал, крестик и тд и тп", то есть мозг, через поступающую зрительную информацию, "сопоставляет факты и узнает предметы и явления", и в нашем сознании появляется уже целостный предмет. Зрительные сигналы, поступая в мозг и активируя очень много областей мозга, затылочную кору в частности, не несут "объективной информации", они лишь "заставляют" мозг "реагировать", а это реагирование и есть "видение", в нашем с вами понимании. Как все это происходит на клеточном уровне, как "следы" памяти извлекаются как зрительные образы, каков механизм этих "трансформаций", сказать трудно, но, вероятно, все дело в специализации конкретных групп нейронов и их сетей.

13
-3

Возможно, я не совсем понял ответ или даже совсем его не понял, но уверен, что ребёнок, даже новорождённый, видит окружающий мир так же, как и взрослый. Он может по-другому оценивать предметы и людей, но мне кажется, что сама по себе "картинка" проецируется в его сознании как и у взрослых.

+3
Ответить

На чем строится ваша уверенность? Исследования вроде этого не подтверждают. Хуже того: есть исследования, которые показывают, что до распространения рисунков с перспективой, люди видели по другому массово

+1
Ответить

Принцип и механизм, безусловно, один и тот же, но дело даже не в этом. Мы "видим" не глазами, мы "видим" затылочной областью, это принципиально важный момент. Происходит три очень загадочные вещи: изображение попадает на сетчатку, через зрительные тракты оно "передаётся" в мозг, в мозге это изображение "воспроизводится". Теперь давайте подумаем, может ли "картинка", в том виде, в каком она попала на сетчатку, через зрительные тракты попасть в мозг? Безусловно нет. "Картинка" только на сетчатке, далее она "рассыпается" на нервные импульсы, эти импульсы передаются в затылочную область, при чем они проходят через все "важнейшие" отделы мозга, грубо говоря идет анализ этой информации на уровне всего мозга, и далее мозг из этих импульсов воспроизводит "картину". Мозг новорожденного "пуст", по мере того, как мозг "записывает" окружающую его реальность с предметами и явлениями, классифицирует их и наделяет определёнными свойствами, ребёнок начинает "видеть" так, как видим мы, до этого он "видит" чуть по другому. Надеюсь вы понимаете, о чем я говорю))

+9
Ответить
Ещё 13 комментариев

Можно согласиться с Магомедом практически во всем кроме одного. Он забыл отметить что зрение формировалось (как и у всех животных) в процессе миллионов лет эволюции. Поэтому, мозг ребенка не может быть пустой. Там должны быть огромное количество специальных заготовок (ячеек) и связей, которые сформировались еще в утробе матери. Эти заготовки специальным образом и очень быстро заполняются, как это обычно происходит при загрузке компьютера. Компьютеру, из-за сравнительно малого количества ячеек нужно несколько минут. Новорожденным же нужно около двух-трех недель, и он начинает распознавать людей.

Подождем. Может откликнуться профессионалы.

+5
Ответить

На счет "заготовок" безусловно, согласен с вами, Сюзанна, иначе "научиться" этому практически нереально.

+1
Ответить

Понятно. Я говорю в данном случае совершенно как любитель, поэтому не стоит придираться к слову "уверенность". Мне кажется, что у меня в сознании (памяти) сохранились фрагментарные картинки очень раннего периода, когда мне было, например, несколько месяцев или 1-2 года. Правда, может быть, это не совсем то, о чем Магомед здесь говорит.

0
Ответить

Я думаю, если говорить о детях, лучше не употреблять термин "сознание", т.к. именно оно у младенца еще слабо развито. Бессознательная же обработка информации идет всегда.

Что ребенок воспринимает? (Заметьте, не сразу, а после некоторого первичного обучения, после того как соответствующие нейроны начнут согласованно работать. И да, нейронов в детском мозгу предостаточно, другое дело, что они еще слабо организованы.) Глубину пространства, верх-низ, яркость-тусклость, цвета, формы — самые базовые вещи. Но все это — уже результат обработки, на сетчатку никакой такой картинки не попадает! Картинка — это не картинка, а твое восприятие. Как верно подчеркнул автор вопроса, реальность — это движущиеся частицы, она никак не "выглядит" по умолчанию, в отсутствие наблюдателя. Всякие фотокамеры работают по образу и подобию нашему ;)

И вот вы спрашиваете: допустим, сижу я перед белым экраном и разглядываю спроецированное на него фото льва. Что если перед моим внутренним зрением "висит" похожий экран? Стою я в саванне и разглядываю на своем внутреннем экране льва, совсем как на экранчике фотоаппарата?

В первом случае ваш мозг понимает, что этот кусочек реального мира, обычный белый экран, одновременно — хитроумная подделка под кусок иной реальности, или "картинка". Он понимает, что видит не льва, но изображение льва (отбой, мы в безопасности :)).

И тогда вы говорите: но я ведь знаю, что всё, что я вижу, тоже лишь картинка. Это верная мысль, но не стоит воспринимать ее буквально, иначе произойдет подмена понятий: картинки как отображения и "картинки" как двойного отображения. Если определить картинку как отображение фотонов из определенного диапазона энергий на некое пространство — да, фотоаппарат отобразил реальность на двумерную плоскость и закодировал с помощью цветных пикселей, и мозг тоже отобразил ее, но не на физическое -- на иное многомерное пространство, закодировал с помощью паттернов нервных импульсов. (В базисе этого пространства есть аналоги и цветов, и форм, и верха-низа, и степени опасности, и многого другого. Чем больше у вас опыта, тем больше вы видите -- больше измерений.*)

Если же называть картинками только те самые "подделки под кусок иной реальности", то ясно, что физически их в мозгу нет. Образ реальности закодирован в нервных клетках, картинки вы там не найдете. С другой стороны, можно подняться на уровень повыше и сказать: я воспринимаю образ в своей голове как подделку под кусок реальности. Да, все верно, это подделка (созданная вашим мозгом лично для вас же ;)). Только отличие ее от белого экрана в том, что вам вряд ли удастся когда-нибудь увидеть льва воочию — выйти за пределы собственного восприятия. Но всегда остаются возможности получить много других вариантов подделок, н-р, фото в других спектрах, переделанные в видимый, еще можно добавить информации по другим каналам (но лучше львов не гладить), почитать, как воспринимают львов другие люди и т.д. и т.п. В любом случае, не унывайте: минимальное качество ваших подделок гарантируется миллионами лет эволюции ;)

*Это к вопросу о детском восприятии. Вспомните, как вы шли в первый раз по незнакомой местности или, н-р, учились решать квадратные уравнения. Сначала дома вообще были все одинаковые, потом постепенно каждый обрел свое лицо. Сначала уравнение было пригоршней цифр и букв, но постепенно разделилось на три степенных лагеря. Чем больше у вас опыта, тем больше вы видите. И каждый тип опыта требует дополнительного измерения, прямо как для полного описания квадратного уравнения требуется дополнительный коэффициент по сравнению с линейным. Так дети видят то же, но где-то менее подробно. Зато, говорят, в детстве мир ярче и новее :)

+3
Ответить

Спасибо, Ольга, это тоже очень интересный ответ, который многое добавляет и проясняет. Понимаю, что есть разница между взрослым и детским восприятием видимого мира (про невидимый уж и не говорю). Меня интересует вот что: являются ли те картинки в памяти взрослого, которые взрослый считает картинками самого раннего периода своей жизни, например, 1-го года, реальными сохранившимися картинками того периода или это уже сконструированная взрослым новая реальность на основе каких-то своих представлений о том, как это могло быть (своеобразный новодел)?

0
Ответить

Тут еще многое неизвестно. Каждый раз, как мы вспоминаем что-то, переживаем заново, воспоминание как бы заново активируется за счет того, что воспроизводится нервное возбуждение, которое было в прошлом, когда воспоминание создалось. И сейчас считают, что каждый раз воспоминание немного искажается, потому что нейроны с тех пор изменились и отрабатывают свои старые "инструкции" не точь-в-точь как когда-то. В принципе, так размытое детское воспоминание может обрасти новыми подробностями. Но это не точно)

+2
Ответить

К сказанному Ольгой хочу добавить, что в опытах над животными уже доказано, что фрагменты нашей память, при каждом их извлечении, "перезаписывается", реконсолидируется. Примечательно, что если при процессе "вспоминания" чего-либо или при активном запоминании нового материала, блокировать работа определённого гена, то воспоминания "стираются", а научится новым навыкам невозможно. Это наталкивает на мысль, что память, в зависимости от уровня ее организации, действительно очень пластична и в течении жизни может подвергаться изменениям, "корректировке".

+1
Ответить

"видит окружающий мир так же, как и взрослый. Он может по-другому оценивать предметы и людей" Смотреть и видеть - это разные понятия.

0
Ответить

"Там должны быть огромное количество специальных заготовок (ячеек) и связей, которые сформировались еще в утробе матери." Шаблоны, безусловно, есть. Но формируются они в ДНК, а не утробе. :)

0
Ответить

"являются ли те картинки в памяти взрослого, которые взрослый считает картинками самого раннего периода своей жизни, например, 1-го года, реальными сохранившимися картинками того периода или это уже сконструированная взрослым новая реальность на основе каких-то своих представлений о том, как это могло быть (своеобразный новодел)?"

Не являются. Мозг постоянно "перезаписывает" информацию. И вообще в мозге НЕТ никаких "реальных картинок". :)

0
Ответить

Сюзанна, кажется, имела в виду не  ДНК, а уже реализацию кода в мозгу в виде работающих шаблонов. Там же какой вопрос обсуждался: в самом начале "пуст" мозг или нет.

0
Ответить

Мозг не пуст. Но наполнен только простейшими конструкциями. Например: источник света должен находится вверху.

0
Ответить

Картина ребенка отлична взрослого, так ребенку легко все видится и красочно (упал встал, пообщался с незнакомцем, поорал в метро. У взрослого эта картина вызывает ужас. Согласен Магомедом

0
Ответить
Прокомментировать

На сетчатке глаза есть специальные клетки - фоторецепторы, которые при попадании фотонов отвечают гиперполяризацией, т.е. увеличением разности потенциалов между наружной и внутренней сторонами биологической мембраны в возбудимых тканях, что создает ток, ток же через вставные нейроны передается в мозг.

1
0

вопрос не об этом

0
Ответить

Как образуется картинка еще не понято наукой, можно сказать что сигналы к нейронам как-то взаимодействуют друг с другом и как-то формируют картинку.

0
Ответить
Прокомментировать

Мозг можно представить как сеть нейронов. Каждый нейрон, упрощенно, это клетка с несколькими входами и одним выходом. Выходом клетка соединена с одним из входов другого нейрона в следующем нервном слое. В спокойном состоянии на выходе клетки нет сигнала. 

Клетка имеет разную чувствительность к сигналам на разных входе. Когда входной сигнал превышает определенные пороги, клетка активируется и передает сигнал дальше - следующим клеткам. 

Как следствие: различные комбинации сигналов запускают разные цепочки в мозгу.  И наоборот - одинаковая информация, пришедшая из других участков, запускает одни и тоже механизмы. Например, если вы видите апельсин прямо впереди себя или сбоку - неважно, что фотоны попали на совершенно разные участки глаза, благодаря хитросплетениям нервной сети, информация все равно дошла до участка, отвечающего за распознавание объекта "апельсин" - и вы поняли, что это он перед вами. Дальше это передается в другие участки, активирует разные зоны мозга, например, двигательные.

Евгений Лисицкийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0

Вы описали то, что я и так знаю. Я об этом в вопросе написал. На вопрос вы не ответили абсолютно

0
Ответить

По факту у  вас в одном вопросе 2 совершенно разных:

  • как сигналы становятся картинкой?  Вы имеет ввиду оптическую часть? Фотоны попадают на светочувствительную ткань глаза - колбочки и палочки. Они возбуждаются и сигнал посредством нейронов поступает дальше. Или вас интересует почему вы воспринимаете изображение банан как объект типа "банан"?

  • на что они проецируются? На светочувствительную часть зрачка.

И кстати, даже невопросная часть вашего вопроса не верна - свет не преобразуется в сигнал в мозгу. Это происходит в глазах - в мозг уже идет электрический сигнал, который транслируется и распознает нейросетью в образ.

0
Ответить
Прокомментировать

Мозг не видит форму , цвета итд он считывает сигналы, которые в свою очередь образуются в картинку и цвета. На таком и языке общается и компьютеры информация в единицах и нулях

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью