Как научиться решать олимпиадные задачи по математике, если я перехожу в 10 класс и до этого не имел серьезных успехов? Или для этого нужно быть гением?

15198
5
0
30 июля
01:36
август
2015

Для начала надо определиться, какого уровня мастерства в решении олимпиадных задач вы хотите достичь. Всё определяется задачами, которые вы перед собой ставите, аналогично, как и в любом другом виде спорта: между человеком, иногда делающим зарядку, и профессиональным спортсменом есть большая разница.

Олимпиадные задания, да и сами олимпиады, могут быть разными как по форме, так и по содержанию. Задачи начальных этапов Всероссийской олимпиады школьников, некоторых интернет-олимпиад обычно не несут значительной спортивной составляющей и направлены на развитие интереса к математике. К таким олимпиадам вполне можно подготовиться самостоятельно, вопросы составлены так, чтобы на большую часть из них мог ответить твёрдый хорошист или отличник по математике. Можно ограничиваться только таким уровнем олимпиад для поддержания себя в тонусе, подготовки к последним задачам профильного варианта единого государственного экзамена по математике и некоторым «вузовским» олимпиадам.

Для последующего роста уровня достижений уже не обойтись без наставника. Начиная с некоторого момента может сложиться ощущение, что есть некоторая черта, ниже которой задачи охотно решаются, а вот прыгнуть выше уже не удаётся (обычно эта черта проходит примерно по региональному этапу ВОШ). Преодолеть эту черту без наставника, разбирающегося в олимпиадной математике, очень сложно. Хорошим первым наставником может стать обычный школьный учитель из вашей школы, потом можно искать кого-то ещё. Возможно, придутся по душе заочные курсы и консультации по подготовке к олимпиадам, благо, в эпоху интернета их найти несложно.

В любом случае, при подготовке к олимпиадам любого уровня будет полезно порешать задачи, особенно удачной идеей будет просмотреть задачи прошлых лет того мероприятия, в котором вы собираетесь принять участие. Несмотря на кажущуюся необъятность количества всех возможных задач, можно выделить несколько традиционных идей, которые используются при решении. Это связано как с «модой» на задания определённого типа, так и с тем, что задания одной олимпиады каждый год придумывает примерно одна и та же группа людей. Так что чем больше новых задач вы решите при подготовке к олимпиаде, тем больше вероятность, что на самом конкурсе попадётся что-то, что вы легко решите.

9
0
июль
2015

Гением быть не нужно, но учиться придётся. Если интерес и упорство есть, получиться может многое.

Олимпиадные задачи - задачи особые. От обычных они отличаются тем, что здесь способ решения, как правило, нельзя найти из числа тех, что ранее уже были освоены. Приходится комбинировать различные имеющиеся знания и способы, а порой и изобретать совершенно новые, нетривиальные. Однако, если Вы «набили руку» в таких комбинациях, умеете сами изобретать способы решения задач – осилите и олимпиадные задачи. Иногда могут понадобиться и другие дополнительные знания из математики, которые Вы ещё по школьной программе не проходили. Но это реже, смекалка и знание различных «олимпиадных уловок» важнее.

Где можно научиться решать такие задачи? В школах и у учителей, у которых уже были олимпиадники, эта информация, как правило есть на сайтах школ. Сейчас школы оцениваются в том числе на основе числа победителей олимпиад. Есть и специализированные учреждения, учащие решать олимпиадные задачи. В Москве, например, Центр педагогического мастерства - olimpiada.ru Математика там – один из основных профилей.

9
0
август
2015

Нужно сначала ответить на несколько вопросов для себя:

1. Полностью ли я знаю школьную программу? Речь идет не о 5 по математике (многие олимпиадники и даже ученые-математики ошибаются в вычислениях), но полное понимание школьной программы.

2. Готов ли я тратить по 2-3 часа в день на математику? Школа здесь не учитывается.

3. Уровень олимпиады, которую нужно покорить, не очень высокий (олимпиады от университетов, региональные и городские олимпиады).

Большинство олимпиадников начинают заниматься математикой еще в 6-7 классе, обычно на такие занятия отправляют сами школы. Помимо кружков и самостоятельного обучения есть еще сборы и мат. лагеря, где обучение происходит практически круглосуточно.

Помимо школьной программы олимпиадники знают множество дополнительных тем (комбинаторика, теория чисел, теория графов, математический анализ, теория групп, множество различных тем в геометрии и стереометрии...), множество разных приемов в решении задач (принцип крайнего, индукция, от противного...). Так обычно олимпиадник высокого уровня знает 1 курс математических предметов университета. Обычно олимпиадные задачи высоких уровней имеют конкретную направленность, не имея соответствующего знания в данной области математики решить ее просто не получится. Олимпиады низких уровней обычно берут задачи из других мест и не имеют специфики, на них имея большое количество нарешанных задач можно найти знакомую.

Получить все эти знания очень сложно. Нужно искать учителя, который готовит олимпиадников, чаще такие есть в университетах. Большинство школьных учителей не могут подготовить школьника даже к городскому уровню олимпиад, так как не обладают необходимыми знаниями и навыками.

4
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта